Давно запланированная встреча глав Русской православной и Римско-католической церкви на Кубе стала первой в истории с середины 11 века, когда произошел церковный раскол. Западная и восточная христианская церковь прокляли друг друга, предали анафеме и разделились на церковь Римско-католическую во главе с Папой и на несколько патриархатов Православной церкви.
Раскол продолжался вплоть до 20 века. В 1965 году Папа Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор сняли друг с друга анафему. Теперь же Папа Франциск впервые встретился с главой Русской православной церкви Патриархом Кириллом. «Сегодня благословенный день. Встреча с Патриархом Кириллом — Божий дар. Молитесь за нас», — «твитнул» Папа Франциск после прилета в Гавану.
Коммунистический и безбожный «Остров свободы» — правильное ли это место для встречи церковных сановников?
Перед встречей с Папой, Патриарх Кирилл провел переговоры в гаванском Дворце Революции с главой кубинского государства Раулем Кастро, который официально пригласил Патриарха. Российский Патриарх назвал кубинский народ «героическим», поскольку «люди Кубы проявили героизм, доказывая свое право жить так, как они считают нужным». Это явный намек на давнюю антизападную и антиамериканскую позицию «Острова свободы», который входил в область советского влияния. Пользуясь обстоятельствами встречи с Папой, Патриарх Кирилл продемонстрировал свою убежденность в несовместимости ценностей Запада и России и выразил симпатию к тоталитарному режиму во главе с коммунистической партии.
На встрече в здании аэропорта Папа и Патриарх обнялись и три раза расцеловались в щеки. «Мы братья», — сказал Папа Франциск, и эти слова мгновенно облетели мир. «Мы встретились в нужное время и в нужном месте», — заявил российский патриарх и снова тем самым сослался на положение Кубы. Столь отдаленное место для встречи двух церковных сановников было выбрано не только с учетом католического прошлого и коммунистического настоящего Кубы, когда-то дружественной СССР, но и из-за нежелания того, чтобы на российскую землю ступил верховный «чужой миссионер». Русская православная церковь ревностно охраняет своих верующих и часто обвиняет католиков в мнимом прозелитизме, то есть в стремлении Католической церкви переманить православных верующих на свою сторону. В совместном гаванском заявлении церковных сановников говорится, что они встретились «вдали от старых споров „Старого света“». И тут же Патриарх Кирилл добавил, что сегодня нет препятствий для новых встреч. «Теперь все проще». Неужели по прошествии следующей тысячи лет очередная встреча состоится в Москве?
Почему сближение двух церквей столь необычайно?
«Мы могли бы встретиться и раньше, но обстоятельства не позволяли», — заявил перед журналистами в начале встречи более разговорчивый и явно более взволнованный Патриарх Кирилл. Он имел в виду препятствия для сближения двух церквей.
С теологической точки зрения непреодолимым препятствием для сближения является догма Ватиканского собора о безгрешности Папы и верховенстве Папы вообще. Никакая православная церковь с этим никогда не согласится.
Еще одним значительным препятствием для сближения является жестокое преследование в недавнем прошлом греко-католиков, католиков восточного византийского обряда, на территориях, подконтрольных советской власти. Это восточная церковь, которая первоначально была православной. В 17 веке на обширной территории, включающей современную Украину, Словакию и Чехию, была заключена уния с Римом, так и возникла греко-католическая церковь, которая приняла верховенство Папы, сохранив восточный обряд. В 50-е годы коммунистический режим запретил греко-католическую церковь, а ее представители подвергались преследованиям. Православные христиане до сих пор считают греко-католиков предателями православной веры и «пятой колонной».
Современную позицию греко-католической церкви на Украине Русская православная церковь воспринимает как антироссийскую, а рост ее влияния считает угрозой для традиционной территории своей деятельности. Как оскорбление Москва воспринимает и тот факт, что после распада Советского Союза украинским католикам вернули более 500 храмов, которые раньше находились в ведении Русской православной церкви.
После падения железного занавеса некоторое время царила надежда, что новое объединение Европы и включение большого числа стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз возобновит диалог между церквями и поспособствует сближению восточных церквей и Католической церкви. Но это не случилось. Напротив, Русская православная церковь включилась в общественную и политическую жизнь, проповедуя крайне националистические воззрения, которые объединяют религию и национальную идентичность. В последние годы под руководством Патриарха Кирилла значительно усугубилась враждебность крайне консервативных течений Русской православной церкви к «прогнившему и извращенному» Западу и в отношении «попустительства и покорности» Католической церкви. Мечта Иоанна Павла II посетить Москву не сбылась, потому что это трактовалось бы как «унижение» Русской православной церкви. Сам Патриарх Кирилл не раз предупреждал об угрозе «латинизации», «озападнивания» России, что разрушит цивилизационные основы страны.
Однако, по мнению Русской православной церкви, гонения на христиан в мире отодвинули на второй план противоречия между Московским патриархатом и Ватиканом, и настало время для диалога и сближения.
Самую большую пользу из встречи Папы Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла извлекает Москва
По последним данным, на планете проживает 1 миллиард 254 миллионов католиков. Уточню, что в отличие от католицизма православие организационно не едино. Существует 15 автокефальных (самостоятельных) церквей, и их патриархи равны. Русская православная церковь была провозглашена в 15 веке и является пятой из 15, хотя и обладает самым большим влиянием и имуществом, кроме того, у нее самое большое количество активных верующих (140 миллионов) и священников.
После падения Константинополя и начала турецкого владычества в 1453 году русские стали называть Москву «Третьим Римом», который унаследовал традиции восточной (православной) и римской цивилизации. Эта чисто русская трактовка истории оживает в современной российской пропаганде, которая презентует встречу Франциска и Кирилла как историческую встречу западной и восточной церкви и декларирует верховенство Русской церкви во всем православном мире. На самом деле Патриарх Кирилл выступает не от имени всех православных, а только от имени Московского патриархата. Верховным руководителем православных церквей является «первый среди равных» экуменический Патриарх Константинопольский Варфоломей I.
Встреча Франциска и Кирилла для Русской православной церкви имеет намного большее значение, чем для Ватикана. Она укрепляет позиции Русской православной церкви в мире и утверждает ее гегемонию над другими православными церквями в преддверии Всеправославного собора.
Папа-реформатор против ультраконсервативного патриарха
На первый взгляд Франциск и Кирилл принадлежат к разным мирам. И речь не о том, что один гладко выбрит, а у второго борода. Франциск — образец добровольной скромности и бедности, тогда как Кирилл — один из богатейших людей России. Его фотографии, где он в плавках загорает на роскошной яхте, стали хитом российских соцсетей. Франциск ведет аскетический образ жизни и ездит на общественном транспорте, а Кирилл не скрывает любви к дорогим часам, лимузинам и помпезным виллам. Папа Франциск прилетел на Кубу обычным регулярным рейсом Alitalia, тогда как Патриарх Кирилл прибыл в сопровождении ста человек спецрейсом на правительственном самолете Ил-96, которым пользуется российский премьер Медведев. Франциск известен своим смирением и любовью к «простым» людям, а Кирилл входит в вертикальную авторитарную иерархию, которая бесконечно далека от рядовых священников и верующих. На переговорах в Гаване российский Патриарх был одет по-византийски торжественно и намного помпезнее, чем Папа. Но угощение на встрече по просьбе Святого отца было очень простым: чай, кофе и бутерброды. Никакого пира.
Сановники расходятся и во многих мнениях: Папа-реформатор и ультраконсервативный Патриарх. Папе чуждо разделение верующих по конфессиям и национальностям, а российский Патриарх является одним из главных поборников националистической риторики, доминирующей в путинской России. Именно Патриарх Кирилл отстаивает концепцию «русского мира», в который входит не только Россия, Белоруссия и Украина, но и другие соседние евразийские страны.
Возвращение к европейским христианским корням — поддержка традиционной семьи, кампания против однополых связей и абортов
Еще одним примером идейных расхождений двух церковных сановников до недавнего времени было отношение к однополым связям. Летом 2013 года Франциск заявил: «Если человек — гей, и он ищет Бога и добрую волю, то кто я, чтобы его судить». В то же время Патриарх Кирилл публично выступил против прав гомосексуалистов и назвал гомосексуальные браки знамением надвигающегося апокалипсиса.
На самом деле у Папы и российского Патриарха намного больше сходных воззрений, нежели может показаться на первый взгляд. В Гаване Папа и Патриарх объединились и единодушно выступили за защиту традиционной семьи, а также в совместном заявлении выразили сожаление в связи с тем, что однополые браки официально ставятся на одну планку с браком мужчины и женщины. Это еще одно поленце под символический адский котел для российского ЛГБТ-сообщества с посвящением от самого Папы! Права человека явно не являются приоритетом для обоих церковных сановников.
На самом деле Папа является реформатором только в вопросах социальной справедливости, бедности и доступа всех нуждающихся к самому необходимому. Кроме того, он является ярым критиком капитализма и западного потребительского образа жизни. В вопросах личностных и семейных он остается консервативен, что сближает его с Патриархом Кириллом. Уже сегодня ясно, что от Франциска западное общества не дождется прогресса ни в вопросе однополых браков, ни в проблематике разводов, абортов, целибата католических священников и духовных санов для женщин.
Почему российский Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском
Почему Патриарх Кирилл пошел на такой смелый шаг под угрозой стать объектом критики со стороны большой и влиятельной группы российских православных фундаменталистов, которые отвергают всякие официальные контакты с католиками и видят в этом отход от истинной веры? Почему Патриарх Кирилл отправился на встречу с Папой Римским? Ответ прост: об этом его попросил президент России Владимир Путин, который сам однажды уже посещал Ватикан и встречался с главой Римско-католической церкви. Кирилл не мог отказаться, ведь он слишком связан с Кремлем, является путинским помощником и идеологом. Глава Русской православной церкви Патриарх Кирилл, в миру Владимир Гундяев, бывший сотрудник КГБ, принимал активное участие в создании нынешнего авторитарного режима в России. Он объявил правление Путина «Божьим чудом» и постоянно критикует его оппонентов.
Путин очень щедро финансирует Русскую православную церковь, за что получает могучую и громогласную поддержку. Русская православная церковь является одним из столпов в создании русской националистической идеи и в определенной степени компенсирует утрату идеалов после краха коммунизма. Самой большой угрозой для Русской православной церкви, которая функционирует по принципам времен царизма, являются демократические ценности. Чисто светские либеральные ценности с точки зрения церкви — это угроза для сакрального порядка.
Геополитическая миссия российского Патриарха — вытащить своего президента из международной изоляции
На Кубе Патриарх Кирилл выполнял, прежде всего, политическое задание. С помощью Папы он должен помочь Путину выбраться из международной изоляции и преподнести Москву как защитника традиционных религиозных ценностей, прежде всего в глазах традиционалистов из католических кругов на Западе и ультраконсерваторов в Европе.
Продолжающаяся аннексия Крыма, война на Донбассе и бомбардировки мирных жителей в Сирии привели Россию на грань международного бойкота. Западные политики и СМИ обвиняют лично Владимира Путина в участии в политических убийствах и коррупции, а российскую армию — в массовом истреблении сирийских женщин и детей. В такой ситуации любая встреча высокопоставленного представителя России помогает Кремлю немного подправить репутацию, если уж не в глазах западных политических партнеров, то хотя бы в умах широких масс их избирателей.
По словам некоторых комментаторов, Патриарх Кирилл выступает как защитник Путина. В этом смысле у Русской православной церкви явно есть опыт, поскольку она исполняла дипломатические задачи даже во времена СССР. Как известно, российский президент Владимир Путин, вскормленный КГБ, часто пользуется геополитическими методами времен холодной войны и действует согласно старой брежневской стратегии: на переговорах с Западом он обходит проблематичные моменты, замалчивает и искажает факты, размывает несовместимость ценностей и целей, выделяет общие интересы зачастую по принципу «враг моего врага — мой друг».
Владимир Путин стремится сесть за один стол переговоров с самыми высокопоставленными руководителями Европейского Союза и Соединенных Штатов. Ватикан на современной геополитической сцене является значимым дипломатическим игроком и призван сыграть роль посредника между Западом и Востоком. Папа Франциск поддерживает очень хорошие отношения с Белым домом. Так что есть определенная надежда на то, что с его благословления перед Путиным снова откроют двери в клуб самых влиятельных людей этого мира. Если не получится добиться этого по-хорошему, то в дело пойдет сила. Они сами его пригласят. Аннексия Крыма, агрессия против соседних государств и решительное вступление в войну в Сирии, а также масштабная пропагандистская война, частью которой и является встреча Патриарха Кирилла с мировой иконой, Папой Франциском, заставят западные державы воспринимать серьезно и отвечать на шаги непредсказуемого и мстительного восточного диктатора.
Франциск — первый пророссийский Папа в истории
Успешности переговоров Патриарха Кирилла с понтификом способствовал и тот факт, что Папа, уроженец Аргентины, рос и начинал служение в Буэнос-Айресе во времена аргентинской хунты в 60-70 годах прошлого века, когда из-за террора десятки тысяч оппозиционеров бесследно исчезали. С этой точки зрения нынешний Папа — конформист. У него никогда не было ничего общего с историческими конфликтами между советской Россией и Западом. Кроме того, в Аргентине давно сильны антиамериканские настроения и нет четкой антироссийской позиции, потому что Аргентина никогда не сталкивалась с российской агрессией. В ООН Аргентина воздержалась от осуждения России за аннексию Крыма. В 2013 году Папа выступил против американской интервенции в Сирии, а в прошлом году возмутил украинских греко-католиков, заявив, что их проблемы сегодня не актуальны.
Ожидалось, что нынешний Папа-реформатор, который осуждает военную силу, расхваливает интернет и защищает геев, станет одним из критиков режима Путина с позиций западных ценностей. Критическую позицию в отношении России занимал Иоанн Павел II, который всегда выражал поддержку греко-католикам, преследуемым за железным занавесом. Франциск же никогда не выражал открытой поддержки униатам. Он также не поддержал пять миллионов греко-католиков на Украине и не осудил публично Россию за агрессию на Украине, назвав этот военный конфликт «братоубийственной» войной.
Нет, Папа воздержался от критики российской политики на Украине, а при личной встрече с Владимиром Путиным в Риме в 2015 году подарил ему медаль с изображением «ангела-миротворца, который побеждает все войны и объединяет людей». Тогда же Папа призвал российского президента приложить искренние усилия для мира на востоке Украины. Вместо конфронтации Папа выбирает диалог с авторитарным государством, нарушающим международные договоренности и развязывающим войны. Россия использует пророссийскую позицию и растущий международный авторитет Папы для реабилитации своих агрессивных шагов на международной арене.
Политическая слепота Папы объясняется иным взглядом его государства и народа: у него нет западного видения России. Папа смотрит на нее как человек, который большую часть своей жизни прожил за пределами западного мира, и для которого либеральные ценности и права человека отнюдь не являются само собой разумеющимся.
Основная тема — преследование христиан на Ближнем Востоке
Основной темой встречи и совместного заявления было «преследование христиан на Ближнем Востоке». До встречи с российским Патриархом Папа Франциск подчеркивал экуменизм крови, основанный на понимании того, что христиане на Ближнем Востоке и в Африке жестоко преследуются, и их убийц не интересует, к какой христианской конфессии несчастные принадлежат. «Кровь наших братьев-христиан — это красноречивое свидетельство. Католики, православные, копты, лютеране — это не имеет значения: они христиане!» — заявил Папа Франциск.
В гаванском заявлении, подписанном Франциском и Кириллом, говорится об «истреблении целых семей, деревень и городов» христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. «В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами», — говорится в тексте заявления.
Подпись российского Патриарха, поставленная под этим документом, превращает Россию из агрессора, который удерживает власть в руках кровавого диктатора и истребляет сирийских мирных жителей, в миротворца и защитника христиан на Востоке. Официальные российские СМИ говорят об исторической встрече, которая спасет мир от Третьей мировой войны и обеспечит России исключительное место в истории.
Патриарх и Папа призвали мировое сообщество «к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока». Чтобы избежать критики за стремление спасти только одну религиозную группу на охваченной войной территории, они упоминают и верующих других религий: «Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия», — говорится в заявлении.
Критика Запада и экономического либерализма между строк совместного заявления
«Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах», — подчеркнули Патриарх и Папа. В документе также говорится о том, что никто не может остаться равнодушным к судьбам миллионов мигрантов и беженцев, которые стучат «в двери богатых стран». Этот пассаж, бесспорно, был инициативой Папы Франциска, как и призыв ограничить «безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств», которое «стремительно истощает ресурсы нашей планеты».
В заявлении критикуется и «растущее неравенство в распределении земных благ», которое «увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений». Между строк можно прочитать критику западного морального упадка и экономического либерализма, а это еще одна точка соприкосновения Папы и российского Патриарха.
О бегстве сотен тысяч сирийцев от российских бомб не говорится
Как и ожидалось, в заявлении не говорится об одной из главных причин продолжающегося исхода из Сирии — о вступлении России в войну на стороне диктатора Башара Асада, на руках которого кровь 250 тысяч собственных граждан. Не упоминается и то, что сотни тысяч мирных жителей, верующих других религиозных конфессий, вынуждены бежать от бомб, которые на них сбрасывает путинская Россия. Со стороны Патриарха Кирилла верх лицемерия и цинизма — призывать к миру в тот момент, когда российские бомбардировщики поднимаются в воздух, чтобы ликвидировать сирийские города и деревни.
Патриарх Кирилл является одним из главных идеологических строителей этого агрессивного режима и исполняет роль посланника Путина на Запад. Встреча Папы Франциска с российским Патриархом, несомненно, укрепила престиж и позицию России и в глазах миллионов верующих, и на международной геополитической арене, а также «благословила» международную путинскую политику, включая агрессию на Украине и истребление мирных жителей в Сирии. Печально, что Папа Франциск в своем искреннем стремлении к миру на самом деле поддерживает зачинщиков войны.