Еще в феврале 2014 года один баррель сырой нефти стоил на биржах около 110 долларов. Сегодня за баррель нефти марки Brent — этот сорт из месторождения в Северном море служит эталоном для международных нефтяных бирж — дают около 30 долларов. Эпоха сверхдорогой нефти, начавшаяся в 2011 году, похоже, подошла к концу.
Кроме того, если взглянуть на ситуацию в исторической перспективе, то последние годы в любом случае выглядят нетипично: в 1980-90-х годах было совершенно нормально, когда за баррель нефти давали около 20 долларов. В 1999 году было даже время, когда цена на нее не поднималась выше 10 долларов за баррель. Неужели скоро мы вновь скоро станем свидетелями столь низких цен?
Никто не знает, сколько еще продлится падение цен, однако мы можем выделить ряд факторов, которые сильнее всего повлияли на трансформацию рынка нефти.
1. Рост нефтедобычи в США
С 2012 по 2015 годы США увеличили собственную нефтедобычу с 10 до 14 миллионов баррелей в день, обогнав по этому показателю крупнейших производителей нефти — Россию и Саудовскую Аравию.
Таким образом, на сырьевые рынки хлынуло гигантское количество нефти: плюс в четыре миллиона баррелей в день — это сопоставимо с общим объемом добываемой нефти тремя крупнейшими производителями в Африке: Нигерии, Анголы и Ливии. Это стало возможным благодаря новым технологиям, таким как фрекинг — хотя это и дорогая технология, но из-за высоких цен на нефть в последние годы добыча при помощи гидравлического разрыва пласта все равно приносила прибыль.
И хотя экспорт нефти из США будет оставаться на минимальном уровне, поскольку большая часть добываемого там черного золота потребляется на внутреннем рынке, зависимость страны от внешних поставок продолжит снижаться. Даже если в ближайшее время какие-либо из американских нефтедобытчиков уйдут с рынка, так как низкие цены делают их бизнес нерентабельным, можно сказать, что сланцевая революция навсегда изменила мировой рынок нефти.
2. Рост нефтедобычи в Ираке
Во всем мире мало кто обратил внимание на то, что в прошлом году Ирак стал вторым в рейтинге стран по наращиванию темпов добычи нефти. Несмотря на продолжающуюся гражданскую войну с боевиками «Исламского государства» (ИГ), Ираку удалось значительно увеличить собственное производство с 3,3 миллионов баррелей в день в 2014 году до 4,3 миллиона в 2015-м. В настоящее время Ирак добывает даже больше нефти, чем до начала войны с США в 2003 году. Нефтедобыча преимущественно сконцентрирована в относительно спокойных курдских регионах на севере страны.
3. Снятие санкций с Ирана
После того как было достигнуто соглашение по ядерной программе Ирана, большинство международных санкций против Тегерана были сняты. Таким образом, страна вновь получила доступ к международному рынку нефти и вполне может начать, так же как и ее сосед Ирак, наращивать добычу. На сегодня объем добычи Ирана, по данным ОПЕК, составляет около 3 миллионов баррелей в день. Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозирует рост производства на 300 тысяч баррелей в день уже к концу этого года. То есть предложение на рынке еще больше увеличится, что также может оказать давление на ценообразование.
4. Подводная добыча в Бразилии
Бразилия 2013 по 2015 годы тоже существенно увеличила нефтедобычу — с 2,6 до 3 миллионов баррелей в день. По данным ОПЕК, в 2015 году Бразилия ввела в эксплуатацию в общей сложности 72 новые скважины, а в 2014 году — даже 87.
Бразилия стала мировым лидером в области сверхглубокого бурения и шельфовой добычи: под огромными солевыми слоями у побережья страны, на глубине от четырех до восьми километров, были обнаружены крупные месторождения нефти.
Однако перспективы бразильского нефтяного бума не столь радужны. Шельфовая добыча на большой глубине требует огромных инвестиций, которые при нынешних низких ценах на нефть вряд ли смогут окупиться. Кроме того, полугосударственная бразильская нефтяная компания Petrobras оказалась замешана в нескольких коррупционных скандалах и вынуждена сейчас оказаться от многих инвестиционных планов.
5. Саудовская Аравия не намерена снижать добычу
В последние десятилетия Саудовская Аравия играла определяющую роль в установлении цен на нефть. Эта страна обладает огромными еще не разведанными запасами нефти, а также множеством скважин, которые работают не на полную мощность. Так что саудовцы могут за короткое время и при относительно низких издержках резко увеличить добычу нефти и, следовательно, еще больше обрушить цены. С другой стороны, Саудовская Аравия как третий по величине в мире поставщик вполне способна снизить нефтедобычу настолько, что из-за недостатка предложения цены вновь поползут вверх.
Тем не менее, несмотря на рекордный дефицит бюджета в 89,2 миллиарда евро в 2015 году, который возник из-за низких цен на нефть, саудовцы, похоже, полны решимости сохранить текущие объемы добычи. Следовательно, они готовы и к дальнейшему снижению мировых цен на черное золото.
Вероятно, Эр-Рияд готов держать цены на столь низком уровне, чтобы нетрадиционные методы добычи, такие как фрекинг или сверхглубокое бурение, перестали быть рентабельными. Главная надежда: после того как нежелательные конкуренты падут жертвой ценовой войны, Саудовская Аравия вновь начнет играть ключевую роль на этом рынке.
6. Опасения из-за ситуации в Китае
При официально заявленном росте ВВП в шесть процентов в год кажется странным говорить о наступлении кризиса в Китае. Однако многие инвесторы все же опасаются, что за официальными цифрами скрывается более суровая реальность. Обвал на фондовых рынках Китая в начале этого года многими в мире был воспринят как предупредительный сигнал, указывающий на то, что эпоха китайского экономического чуда подходит к концу.
Подобные прогнозы вызывают немалое беспокойство и на международных сырьевых рынках. За последние десять лет потребление нефти в Китае выросло с 7 до 11 миллионов баррелей в день — неудивительно, что любые намеки на наступление там кризиса моментально отражаются на нефтяных ценах.
7. Теплая зима в северном полушарии
По расчетам американского Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), 2015 год оказался самым теплым за все время ведения регулярных наблюдений с XIX века. Из-за влияния природного явления Эль-Ниньо (фаза Южной осцилляции, в которой область нагретых приповерхностных вод в экваториальной части Тихого океана смещается к востоку) 2016 год тоже обещает быть теплым. Зима 2015-2016 года в северном полушарии была настолько мягкой, что спрос на топливо для отопительных систем в США, Европе и Японии значительно упал, что в свою очередь также повлияло на нефтяные цены.
8. ОПЕК больше не диктует правила
Члены ОПЕК — 13 стран, включая Саудовскую Аравию, Ирак, Иран, Нигерию и Венесуэлу — совместно добывают 32,3 миллиона баррелей нефти в сутки. Таким образом, ОПЕК контролирует около трети мировой добычи в 97 миллионов баррелей.
По сути, ОПЕК вполне легко может настолько снизить добычу, что из-за недостатка предложения на рынке цены на нефть снова бы взлетели. Подобная реакция вполне ожидаема, ведь ОПЕК — это классический картель, который был создан с целью поддержания высоких цен в пользу производителей нефти (и в ущерб потребителям).
Однако до сегодняшнего дня ОПЕК так и не приостановила нефтедобычу. Практически каждый из его членов держит объем добычи на прежнем уровне или даже увеличил его. Очевидно, что ОПЕК уже не способна остановить падение цен.
Историческая трансформация
«Независимо от того, как изменятся цены, скорее всего, рынки уже никогда не будут такими, как раньше», — выступило с прогнозом в январе IEA. Это плохая новость для экономик стран, сидящих на нефтяной игле, таких как Венесуэла, Нигерия или Ангола. Они будут вынуждены адаптироваться к переменам, чтобы избежать экономического коллапса. Потому как многочисленные изменения, которые в последние месяцы привели к значительному падению цен на нефтяных рынках, носят вовсе не временный характер.