Крупные мировые державы, ведомые США и Россией, договорились о прекращении боевых действий в Сирии и обеспечении доставки гуманитарной помощи в блокированные районы страны. Впрочем, как признали сами дипломаты в пятницу, 12 февраля, вопрос реализации достигнутых договоренностей пока остается открытым.
Перед началом встречи госсекретарь США Джон Керри требовал немедленного заключения перемирия, а его коллега, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) надеялся на «прорыв» в переговорах. То, что было достигнуто по итогам консультаций в Мюнхене, длившихся дольше, чем ожидалось, оказалось ни тем, ни другим.
Вместо этого Международная группа поддержки Сирии (МГПС) согласовала обеспечение доставки на этой неделе гуманитарной помощи в осажденные районы, а также договорилась в течение недели «подготовить модальности, которые будут определять режим прекращения вооруженных действий». Последнее станет задачей специально созданной совместной рабочей группы Россия-США.
Лишь схематичный план
Неясно также и то, когда Россия остановит свои авианалеты (если она вообще это сделает). Например, те, что совершаются в районе города Алеппо. Прекращение бомбардировок станет ключевым условием для обеспечения доставки гуманитарной помощи нуждающемуся гражданскому населению по всей Сирии.
Более того, даже если это соглашение будет реализовано на практике, то, как мы убедились на примере украинского конфликта, это не обязательно означает, что перемирие продлится долго или будет достигнуто приемлемое политическое решение.
Вдобавок ко всему, прекращение вооруженных действий лишь замораживает конфликт и нынешний расклад сил. Не самая приятная перспектива с учетом не только сирийского лидера Башара Асада, но и большинства других действующих лиц конфликта.
Единственная возможность
Но, несмотря на все вышесказанное, призрачное соглашение, достигнутое в пятницу, все же является лучшим и единственно возможным, когда речь заходит о попытках положить конец кровавой бойне в Сирии. Учитывая геополитические условия, сложившиеся вокруг сирийского конфликта (неохотное участие в нем США, оставляющее широкое пространство для действий, которое с удовольствием заполняет напористая Россия), итоговое соглашение выглядит наиболее реальной опцией для достижения успеха.
Вне зависимости от того, будет ли воплощено в жизнь то, что записано на бумаге, одна сторона уже добилась заметного успеха в Мюнхене. Это Россия. Заняв место одного из сопредседателей рабочей группы по прекращению вооруженных действий вместе с Вашингтоном, Кремль добился того, чего всегда хотел. А именно: чтобы его воспринимали на международной арене равным США, по меньшей мере, когда речь заходит о Сирии. Судя по исходу переговоров, Вашингтон принял этот статус. Давайте надеяться, что ради сирийского народа эта цена будет оправданной.