Большая часть санкций Евросоюза в отношении официального Минска отменена по решению Совета глав МИДов стран ЕС в понедельник, 15 февраля, несмотря на то, что принципиальных улучшений в ситуации с правами человека и демократией в Белоруссии не произошло.
Ограничения оставлены для четырех человек, подозреваемых в причастности к исчезновениям критиков Лукашенко в 1999-2000 годах. Сохранится эмбарго на поставки в Белоруссию оружия и спецтехники, которые можно использовать для подавления акций протеста. А 170 белорусским чиновникам, включая Александра Лукашенко, разморожены счета в европейских банках. Сняты также визовые запреты на въезд в ЕС и санкции с трех белорусских предприятий. Теперь у властей развязаны руки, и распоряжаться предложениями ЕС о сотрудничестве они будут по своему усмотрению.
Без жестких репрессий
Информация о снятии санкций с Белоруссии не стала сенсацией. Контакты Минска и Брюсселя активно развивались в течение последних двух лет после того, как белорусский руководитель дистанцировался от позиции Кремля по отношению к событиям на Украине, не поддержал российские антисанкции в адрес ЕС и предложил минскую переговорную площадку для урегулирования российско-украинского кризиса.
Перед проведенными без жестких репрессий выборами президента в минувшем октябре и во все последующие месяцы высокопоставленные минские чиновники вели себя как примерные школьники, демонстрируя невиданную ранее готовность обсуждать выполнение любых рекомендаций ЕС и ОБСЕ, касаются ли они экономических преобразований или проведения избирательных кампаний.
Государственные СМИ даже продемонстрировали видеосюжет, в котором глава государства демонстративно отдал указание наладить отношения с ЕС и заявил, что Белоруссия будет реализовать предложения Международного валютного фонда, «как бы ни было сложно».
Новая стратегия
Проголосовавшие за снятие санкций европолитики вряд ли настолько наивны, чтобы принимать за либерализацию снижение градуса репрессий, когда вместо срока в тюрьме белорусских оппозиционеров, гражданских активистов и журналистов просто штрафуют. Но выбор Брюсселя продиктовала геополитика.
После оттепели 2008-2009 годов Брюссель вновь пытается начать отношения с белорусскими властями с чистого листа. Планируется подписать новый договор о партнерстве и сотрудничестве, который не был ратифицирован в 1997 году после проведения в Белоруссии незаконного референдума об усилении полномочий Лукашенко и разгона парламента.
Для Минска приготовлен целый пакет заманчивых, на взгляд европолитиков, предложений — помощь в модернизации экономики «в интересах белорусского населения», опыт в проведении реформ, поддержку при вступлении в ВТО и либерализацию визового режима. Такое развитие событий было бы выгодно для будущего всей Белоруссии.
Но у белорусского руководства свои задачи. Снятие ограничительных мер должно припудрить несимпатичный имидж Белоруссии в глазах потенциальных инвесторов и международных финансовых институтов. Страна без реформ и в долгах как в шелках, золотовалютные резервы истощились до 4 млрд долларов. И пока подконтрольный Москве Евразийский банк развития придерживает выделение обещанного финансирования, белорусское правительство рассчитывает уже весной получить 3 млрд долларов кредита от МВФ.
Аванс без гарантий возврата
Было бы лучше, если бы все свои пряники Запад предложил Белоруссии в условиях, когда действие санкций было бы продлено, но заморожено. По крайней мере еще на полгода — до парламентских выборов. Теперь же, после отмены черного списка, восстановление прав бывших политзаключенных, отмена смертной казни, обеспечение свободы собраний, регистрация партий, общественных организаций и СМИ и свободная деятельность журналистов, скорее всего, останутся лишь благими пожеланиями европолитиков. И выборы белорусские власти проведут так, как будет нужно им, а не ОБСЕ. Ведь руководитель Белоруссии неоднократно подчеркивал, что обещает только то, что может выполнить.
Тем более что за сближением Минска с Брюсселем ревниво наблюдает союзная Россия: ведь белорусский санкционный список прекратил существование через год после начала действия Евразийского союза. И хотя у Лукашенко появились новые козыри по выбиванию преференций из Москвы, он не станет заигрываться в игрушки с Западом, помня что и у хозяина Кремля может оказаться свой козырный туз в рукаве.
Надо понимать, что между посулами, щедро раздаваемыми Минском накануне снятия санкций ЕС, и их реализацией лежит огромная пропасть. Ни на какие серьезные преобразования белорусское руководство не пойдет, а из предложений ЕС о сотрудничестве будет выбирать только те, которые не грозят сломом политической системы.
Впрочем, аванс на сотрудничество с Евросоюзом власти Белоруссии получили. Как они этим распорядятся, теперь это их дело.