Москва/Киев — Украина и Польша закрыли все сухопутные пути доставки в РФ европейских товаров российским автомобильным транспортом, оставив находящейся под западными санкциями стране только паромную переправу.
«Единственным возможным вариантом попадания российских грузовиков в Европу является паромное сообщение или транзит через Украину, который до недавнего времени осуществлялся беспрепятственно», — говорится в сообщении российского Минтранса.
Москва с воскресенья запретила движение украинских фур в ответ на акции в нескольких регионах Украины, в ходе которых активисты заблокировали российские грузовики.
Обе стороны назвали запрет временным, но заявили, что решения будут отменены только после снятия запрета с другой стороны.
Польша, через которую ранее ездила значительная часть перевозчиков, также приказала российским грузовикам покинуть свою территорию до 15 февраля, после того как не договорилась с Москвой о взаимной выдаче разрешений на перевозки.
«После запрета на транзит через эти две страны единственный путь, по которому автомобильные грузы из стран Евросоюза могут попасть в Россию — это паром», — сказал Рейтер гендиректор грузоперевозчика Ространс Николай Саврухин.
Обычные маршруты для переправы грузовиков из Европы в Россию — из немецкого Засница в российский Калининград или литовскую Клайпеду, сказали несколько перевозчиков.
Новый путь
Закрытие дорог в Европу повысит цены на автомобильные перевозки, но вряд ли скажется на потребительской инфляции в России, которая резко снизила импорт из-за войны санкций с Западом, говорят аналитики и участники рынка.
В товарной структуре импорта автотранспортом из Европы преобладает доля машин и оборудования, химической промышленности, продукции сельского хозяйства и продовольствия, но санкции и девальвация обрушили объемы ввоза товаров, говорит Ольга Лапшина из Банка Санкт-Петербург.
«В этих условиях мы не ожидаем существенного влияния украинского кризиса на уровень потребительских цен», — сказала Лапшина.
Крупнейший российский ритейлер Магнит говорит, что не видит для себя проблем из-за закрытия дорог, после того как импорт западной еды рухнул из-за санкций.
«Мы стали использовать только машины наемников — европейские компании. У этих машин европейские номера, и поэтому нет никаких проблем. А содержать собственный "флот" при таких объемах импорта для нас нет смысла», — сказал глава совета директоров Магнита Хачатур Помбухчан.
В то же время стоимость доставки грузов из ЕС может вырасти, так же как и время перевозки, сказал Рейтер директор российского перевозчика Траверс-Авто Илья Белов. По его словам, цена с учетом паромной переправы увеличится примерно на 400 евро.
Переправа одной фуры на пароме стоит от 500 евро при средней стоимости перевозки сухопутным путем около трех — трех с половиной тысяч евро, сказал Саврухин из Ространса.
Но проблема в том, что паромная переправа, на которую уже сейчас выстраиваются многодневные очереди, не сможет вместить весь грузопоток, проходивший через Польшу и Украину, поэтому скорее всего, будет разбиваться на две части. До границы груз будут доставлять европейские перевозчики, а дальше он будет перегружаться на российские грузовики, сказал Белов.