Терпения у беднеющих российских граждан хватит еще примерно на год. Эйфория от присоединения Крыма прошла, и наступил так называемый кризис осознания реальности. «Мы потеряли ощущение уверенности и порядка», — заявляют социологи из авторитетной социологической организации «Левада-центр». Так что в ближайший год России угрожает опасность массовых протестов, а, возможно, и дефолт. Однако премьер-министр Дмитрий Медведев отказывается печатать деньги и перераспределять собственность.
По словам социолога Натальи Тихоновой, больше всего от нынешнего кризиса пострадали представители среднего и высшего класса в Москве и Санкт-Петербурге, чуть меньше — жители небольших городов и сел.
Москва лишилась привилегий
Москва и Санкт-Петербург всегда представляли собой совершенно иной мир, не похожий на остальную Россию. Но теперь жители двух крупнейших российских городов теряют свои давние привилегии. Например, многим приходится отказываться от частых путешествий за рубеж и более качественных продуктов, чем те, к каким привыкли их сограждане не только за Уралом или в Восточной Сибири, но и даже в сотне километров от столицы. Но все равно уровень жизни россиян, живущих в городах, несравним с уровнем жизни деревенских жителей, потому что глубинка все сильнее погружается в нищету. Там быстрее растет безработица, люди трудятся в среднем на четыре часа в неделю больше, а зарабатывают меньше.
Лишь 25% россиян зарабатывает больше 20 тысяч рублей в месяц. Все же остальные получают меньше этой суммы. При этом на 20 тысяч рублей сегодня в Москве не прокормить даже семью из трех человек. Однако, по статистике, эта четверть россиян относится к категории хорошо обеспеченных. Хотя сами они так не считают. С другой стороны, 12% россиян относятся к категории «очень бедных».
Несмотря на все это, пока россияне протестуют лишь в единичных случаях. Снижение уровня жизни в российских условиях оказывает замедленное действие. «Это еще можно выдержать», — говорит профессор Тихонова о типичной российской реакции. Но уже через пару месяцев ситуация может измениться. Социологи из Левада-центра полагают, что в этом году правительство будет стараться воспрепятствовать демонстрациям недовольных граждан любой ценой — прежде всего, из-за предстоящих в сентябре парламентских выборов. Но вряд ли удастся сдерживать граждан до 2018 года, на который намечены выборы президента.
Доходов от нефти больше нет
Опасения в связи с недовольством избирателей стали главной темой выступления российского премьер-министра Дмитрия Медведева на съезде правящей партии «Единая Россия», которую он возглавляет. Медведев точно хорошо понимает, что возможный крах российской экономики, который с каждым днем все реальнее, повлечет за собой его политическое и личное банкротство.
Кремль уже готовит для подобной ситуации резкую критику правительства и отдельных министров и губернаторов, которых Владимир Путин с удовольствием «песочит» в прямом эфире. Точно так же, как сейчас трудности, с которыми столкнулся рубль и российский бюджет, Москва сваливает на Запад и, в первую очередь, на США, а после дефолта Путин, скорее всего, возложит вину на Медведева и его команду.
Партию Медведева хоть на какое-то время может спасти только уверенная победа на выборах в этом году в сентябре. Поэтому к ним готовятся, как никогда прежде. В этом году впервые в российской политической истории партия собирается провести предварительное голосование. Для этого 22 мая будет открыто 22 тысячи избирательных участков по всей стране, и состоится своего рода генеральная репетиция выборов.
Медведев детально разобрал трудную ситуацию в России. «На Россию оказывают давление со всех сторон… Мы не должны обещать людям того, что нельзя будет выполнить», — заявил премьер на съезде. «Времена высокой нефтяной ренты прошли… Уважаемые избиратели! Не верьте тем, кто будет обещать золотые горы! Будут разговоры и о переделе собственности, как в 1917 году, но мы отлично знаем, чем такие разговоры заканчиваются. Будут и призывы включить печатный станок, но вряд ли кто-то из оппонентов „Единой России“ признается, сколько в таком случае будет стоить хлеб в магазине, и как быстро могут обесцениться выплаты и пособия, сбережения и зарплаты. Их все съест инфляция», — сказал Медведев.
В сложившейся ситуации Путин не склонен слишком опираться о правительство и губернаторов, которые несут ответственность за невыплаченные зарплаты в регионах. По словам главы Левада-центра Льва Гудкова, опорой президента являются репрессивные структуры, и в этом можно увидеть реанимацию СССР. «Недовольство людей нынешней жизнью пока компенсируется антизападными настроениями — это метод российского руководства, который оно использует в борьбе с недовольством граждан».
К счастью для Кремля, граждане пока не очень активны — они, скорее, погружаются в депрессию, обусловленную, по словам Гудкова, закомплексованностью и завистью. «Россияне завидуют в первую очередь коррумпированным чиновникам, которые благодаря своей близости к власти смогли урвать жирный кусок. Отсюда же и ощущение проигрыша». Из-за антизападной кампании в средствах массовой информации часть гнева обрушивается и на граждан западных стран, которые живут лучше «в ущерб России».