Категорические опровержения России информации о том, что именно она несет ответственность за смертоносные бомбовые удары по больницам и школам в Сирии, кажутся Анкаре совершенно неубедительными. По словам высокопоставленных турецких чиновников, Владимир Путин и его сирийские союзники беззастенчиво используют увеличившиеся потоки беженцев, спасающихся от их ударов, в качестве оружия — оружия, которое сознательно направлено против Турции и Европы.
Представитель Кремля Дмитрий Песков категорически отверг заявления Турции и других стран о том, что российские военные, поддерживающие режим Башара аль-Асада и отряды сирийских курдов, совершили военные преступления в ходе авиаударов в понедельник, 15 февраля, в результате которых погибло 50 человек. «Те, кто делает такие заявления, оказываются неспособны хоть как-то подтвердить свои голословные обвинения», — заявил Песков.
В ответ на опровержения Москвы и ее решение добиться от Совбеза ООН резолюции, осуждающей обстрел Турцией территории Сирии, турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoğlu) заявил, что Россия ведет себя «цинично» и «вызывающе». По его словам, Турция больше не станет принимать у себя беженцев с севера Сирии и сделает все возможное, чтобы предотвратить подобные инциденты.
«Если Россия продолжит вести себя как террористическая организация и вынуждать мирных жителей к бегству, мы дадим максимально жесткий ответ, — заявил Давутоглу, выступая перед парламентом. — Начиная с 30 сентября российские самолеты совершили почти 8 тысяч боевых вылетов, нанося жестокие и варварские удары по всем без разбора, по мирным гражданам и солдатам, по детям и старикам».
В результате недавних боев под Алеппо более 50 тысяч человек лишились жилья. Турция испытывает все большее беспокойство в связи с территориальными завоеваниями боевиков из Сирийского курдского демократического союза, который она считает террористической организацией и наемниками, состоящими в союзнических отношениях с Москвой. Атаки курдов, в том числе захват важной военной базы Менаг, проводились при поддержке российской авиации. Турция ответила на это обстрелом курдских позиций на территории Сирии.
В отрывках из доклада турецких служб безопасности, опубликованных во вторник, 16 февраля, в газете Hurriyet, говорится о том, что Турция подозревает Россию в сознательных попытках превратить миграционный кризис в свое оружие.
В докладе говорится следующее: «Силы режима и союзники пытаются спровоцировать новую волну беженцев, продвигаясь к Азазу [на севере Сирии]… Между этим городом и турецким городом Килис, на участке примерно в восемь километров, располагается 10 лагерей для беженцев. Жители этих лагерей, вероятнее всего, обратятся в бегство и будут искать убежище на территории Турции, а эти лагеря будут захвачены сирийскими курдами или войсками Асада».
Турецкие чиновники спецслужб сообщили газете, что Россия использует ту же тактику, которую она использовала во время первой войны в Чечне на Северном Кавказе в 1990-годах, известную как «модель Грозного». Эта тактика предполагает силовое очищение городских жилых районов посредством нанесения мощных ударов по местному населения. Как только эта цель достигнута, в очищенный район вводится тяжелое оружие, чтобы уничтожить оппозиционные силы, что всегда оборачивалось масштабными разрушениями зданий и инфраструктуры.
Учитывая то, что Асад прежде уже использовал баррельные бомбы, химическое оружие, авиаудары и тяжелую артиллерию против мирных граждан, предполагаемая тактика России вряд ли является чем-то новым. Однако изменилось то, что теперь Россия сознательно провоцирует рост потока беженцев, чтобы оказывать влияние на тех игроков, которым приходится разбираться с последствиями.
На выходных американский сенатор Джон Маккейн (John McCain), жесткий критик политики невмешательства администрации Обамы, заявил, что стратегия России заключается в том, чтобы «усугубить миграционный кризис и использовать его как оружие с целью раскола трансатлантического альянса и подрыва европейского проекта».
Европейские политики, приехавшие на Мюнхенскую конференцию, накануне атак в понедельник озвучили сходные подозрения, отметив, что удары наносятся по магазинам, школам и больницам, чтобы заставить местное население спасаться бегством и увеличить поток беженцев, направляющих в Турцию и Европу.
Авиаудары, подобные тем, которые были нанесены в понедельник, случались и прежде. По словам американских чиновников, на прошлой неделе силы режима и России уничтожили две крупнейшие больницы Алеппо. В целом, только в этом году на медицинские учреждения было совершено 14 нападений.
Если Россия на самом деле использует беженцев, чтобы получить политические и военные преимущества, эта тактика, возможно, приносит свои плоды. США оказывают мощное давление на Турцию в попытке заставить ее прекратить наносить удары по сирийским курдам, которых Вашингтон поддерживает. По этой и некоторым другим причинам в отношениях между этими двумя членами НАТО наступило серьезное охлаждение.
Сейчас Турция находится в напряженных отношениях с Францией, которая хотела бы, чтобы Анкара в первую очередь боролась против террористов Исламского государства на северо-востоке Сирии, и с Евросоюзом в целом, с которым они не могут договориться о том, как лучше решать проблему беженцев.
К большой радости Путина, усугубляющийся миграционный кризис вносит разлад в отношения между США и Европой: бывший министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус (Laurent Fabius) обвинил Вашингтон в нежелании выполнять свои обязательства. Решение канцлера Германии Ангелы Меркель принять сирийских беженцев подвергается все большей критике внутри страны, а премьер-министр Франции назвал его неразумным.
Сейчас Меркель поддерживает давние настойчивые призывы Турции создать бесполетную зону над севером Сирии, чтобы уменьшить поток беженцев, защитив мирных жителей на сирийской территории — Барак Обама неоднократно отвергал это предложение. Со своей стороны Турция убеждает всех своих союзников на Западе и в Персидском заливе начать более масштабную наземную военную операцию на территории Сирии — еще один эскалационный вариант, который, судя по прошлому опыту, встретит отпор со стороны американского президента.