Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа недавно заявил, что российская военная база предназначена для обеспечения региональной стабильности, а не для решения вопросов армяно-турецких отношений. Он весьма недвусмысленно успокоил всех тех, кто с большим энтузиазмом и патриотизмом писал в социальных сетях и интернете, что в результате российско-турецкого конфликта Владимир Путин вернет Арарат.
Бордюжа очень четко объяснил, что Путин не станет возвращать Арарат, он всего лишь может взять его. А возвращать и забирать — разные понятия. Возвращение требует существования армянского народа, а отчуждение ставит под угрозу его (армянского народа) существование. Именно в этом кроется ответ на многие вопросы, риторически задаваемые разными российскими пропагандистами. А именно, зачем беспокоиться или бояться, когда речь идет о том, что Россия может разрешить вопрос Арарата?
Беспокоиться нужно, потому что Россия будет решать свои, а не наши вопросы. А это разные вещи. В этом и разница между возвращением и отчуждением, о чем очень четко сказал Бордюжа. Он открытым текстом заявил, что российская база в Армении не касается армянских проблем и важных для Армении решений, а »возвращение Арарата» — это урегулирование армяно-турецких отношений.
Не известно, какие именно страны имел в виду Бордюжа, но характерно, что использование потенциала российской базы он считает вопросом не армяно-российской, а региональной компетенции.
Это заявление прозвучало спустя несколько дней после того, как коммунисты в Москве выступили с инициативой о пересмотре Московского договора 1921-ого года. А представитель МИД РФ заявила, что при необходимости вопрос может быть рассмотрен.
После этого последовало заявление Бордюжи о российской военной базе, в котором генсек ОДКБ, конечно, успокаивает Турцию, фактически, заверяя в приверженности России Московскому договору. Чем же, по мнению России, обусловлена стабильность Кавказа? Тем статус-кво, при котором гарантами безопасности выступают Россия и Турция, т. е. именно Московским договором.
Сейчас происходят геополитические изменения, которые могут привести к пересмотру этой системы безопасности. НАТО обеспечивает свое присутствие в Грузии, фактически разрушая монополию России и Турции. Вместе с тем, слабеющая экономика и треснувшая внутренняя стабильность отрицательно влияют на геополитическую «самодостаточность» России. В этом плане российско-турецкое сопротивление становится «раковой опухолью», и России ничего не остается, кроме как договариваться о стабильности на Кавказе уже не с Турцией, а с НАТО.
Россия дает Турции это понять инициативой о пересмотре Московского договора и заявлением Бордюжи, параллельно многие приближенные к Кремлю эксперты заявляют, что Кремль не собирается пересматривать Московский договор.
Кремль намекает, что Московский договор пересматривается самим российско-турецким конфликтом, конфликт уже означает пересмотр договора и способствует изменению системы безопасности региона и разрушению российско-турецкой монополии. Москва, с одной стороны, поднимая вопрос пересмотра и, с другой стороны, уверяя, что она не пойдет на этот шаг, намекает Анкаре, что этот договор нужно спасать.
Бордюжа, по сути, заверяет Анкару, что 102-ая база готова быть гарантом этого договора, но не может это делать односторонне и нуждается в решении «региональных стран».
В общем, заявление генерального секретаря ОДКБ означает, что российская военная база в Армении не направлена против Турции и теряет свой смысл без регионального сотрудничества Турции и России, служа лишь армянским стереотипам и мифам, что сейчас для России маловажно.