Российский и венгерский президенты имеют ряд общих черт: приверженность идее сильного государства, непростые отношения с правозащитными организациями и ряд крупномасштабных проектов в области энергетики. Но главное состоит в том, о чем столь открыто говорят не всегда: Владимир Путин и Виктор Орбан желают скорейшего окончания санкционной войны между Россией и ЕС.
В условиях резкого падения цены на нефть и девальвации рубля Путину необходимо снять все препятствия, стоящие перед российской экономикой. Хотя отношения между Россией и ЕС обострились после присоединения Крыма в 2014 году и вмешательства Москвы в кризис на Украине, российское руководство знает, что не все главы государств и правительств ЕС выступают за санкции.
Такие страны как Италия, Греция и Болгария уже указывали на то, что необходимо обозначить срок окончания санкций, которые болезненно сказались на них. В подобном положении находится и Испания, но особо тесные отношения сложились между Москвой и Будапештом в силу их тесного энергетического сотрудничества.
Орбан хочет быть привилегированным партнером страны, с которой он никогда не хотел рвать отношения. А Путину необходима поддержка европейских стран для восстановления нормальных связей с ЕС.
Снятию санкций может способствовать кризис внутри самого Евросоюза. Санкции в отношении России были продлены на шесть месяцев в декабре прошлого года, но вскоре вновь ожидается их обсуждение.
«Все заинтересованы в том, чтобы Европа и Россия изыскали возможность быстрейшего возобновления взаимодействия с тем, чтобы успешно сотрудничали и конкурировали на региональном уровне», заявил в Москве венгерский премьер-министр. Орбан высказался за снятие санкций, которые, как считают в Будапеште, уже нанесли стране ущерб на миллиарды евро.
Между тем, сельхозпроизводители, в том числе и испанские, испытали на себе отрицательные последствия потерю российского рынка. После введения санкций официальные российские лица и СМИ не уставали повторять, что европейские производители значительно пострадают от закрытия российского рынка.
Взаимодействие в ЕС
Орбан также напомнил, что, исходя из особенностей переживаемого мировой экономикой момента, «наибольших успехов добьется тот, кто наладит наиболее тесное взаимодействие в регионе».
Неординарный венгерский лидер знает о том, что говорит от имени нескольких европейских партнеров, когда заявляет, что, поскольку ритмы экономического роста в ЕС чрезвычайно низкие, его страны «не могут себе позволить не взаимодействовать со всеми, кто может способствовать их экономическому развитию».
Греция, которая предупредила о том, что наложит вето на санкции, также заявила о том, что период их автоматического продления остался в прошлом. «Все больше европейских стран это понимают», заявил Орбан журналистам в Москве.
ЕС неоднократно обвинял Россию во вмешательстве в конфликт на Украине. Москва со своей стороны отвергала эти обвинения, и в итоге все это вылилось в санкционную войну. Проблема заключается в том, что разного рода экономические эмбарго, санкции и блокады проще ввести, чем отменить. США, ЕС и другие западные страны ввели несколько пакетов санкций в отношении граждан, предприятий и отраслей российской экономики. Однако, на этом дело не остановилось: Москва ввела ответные меры, затронувшие десятки европейских производителей аграрной продукции, а также собственно российских потребителей, которые ощутили на себе рост цен на продовольствие.
Продуктовое эмбарго
В июне 2015 года в ответ на продление санкций Россия пролила на год, до 5 августа 2016 года, запретительные меры на ввоз продовольственной продукции. По мнению Москвы, в июне в ситуации может обозначиться какой-нибудь перелом: достижение соглашения с Ираном, нормализация в Сирии и, возможно, даже некоторые перестановки в российском правительстве будут способствовать решению проблемы. Однако в России опасаются того, что отдельные члены ЕС, в частности, Польша, прибалтийские страны и Германия займут непримиримую позицию и выдвинут такие условия, на которые Россия никогда не пойдет: например, возвращение Крыма.
Москва стремится показать Брюсселю и Вашингтону, что у нее есть надежные союзники в Европе. И знает, что в этом плане может рассчитывать на Венгрию. Обе страны тесно связаны узами энергетического сотрудничества. В этой связи стоит упомянуть проект модернизации АЭС в венгерском городе Пакш, стоимость которого составляет 12,5 миллиардов евро, из которых 10 миллиардов предоставляет в виде кредита российская сторона. Очень многообещающий проект, если бы только Брюссель не начал проверку его соответствия правовым нормам ЕС.
Любая уступка со стороны ЕС положительна для Венгрии. И крайне желательна для Москвы. Правительство Венгрии, как и других стран, хотело бы, чтобы РФ отменила ограничительные меры на большую часть ее продукции. За последние два года экспорт в Россию сократился наполовину. Но если Москва даст послабление своим европейским «союзникам», то они успокоятся и перестанут бороться за прекращение санкционной войны между Брюсселем и Москвой.
Правительство РФ не будет просить ЕС об отмене санкций. Российский премьер Дмитрий Медведев недавно заявил Euronews: «Не мы это начали, не нам это и заканчивать». Кремль предпочитает, чтобы все сделали его союзники, выступая при этом от собственного имени.