После нескольких часов резкой критики со стороны депутатов в зале заседаний украинского парламента премьер-министр Украины Арсений Яценюк поднялся со стула, заметно нервничая. Это были последние минуты перед голосованием о недоверии, которое должны были получить он и его правительство. Но он сделал все возможное, чтобы доказать свою правоту: «Мы унаследовали разворованную страну с российской армией, марширующей по территории Украины. У нас не было ни армии, ни денег, ни государственного управления. Но нам удалось удержать страну. Я прошу вас учесть это», — сказал он, сжимая кулаки. Но слова эти, казалось, не произвели ожидаемого впечатления. Это, несомненно, должно стать концом Яценюка и его кабинета, подумали украинцы, наблюдавшие за этой сценой по всей стране в прямом телеэфире и через интернет.
Но вдруг Мустафа Найем, известный законодатель и сторонник реформ, увидел зрелище, которое его ошарашило. За несколько минут до голосования десятки законодателей из разных партий, все связанные с могущественными олигархами Ринатом Ахметовым, Игорем Коломойским и Виктором Пинчуком, вдруг покинули зал заседаний — они не собирались голосовать против правительства. Найем бросился к Твиттеру, чтобы предупредить страну: состоялась закулисная сделка, и голосование по вотуму недоверия, скорее всего, провалится. Но было поздно — голосование уже началось.
Всего за несколько часов до голосования большинство украинцев были уверены, что они отделались от премьер-министра Яценюка: его рейтинги популярности были удручающими, а международное давление с целью сместить его из-за провала борьбы с массовой коррупцией усиливалось. В последние недели один за другим высокопоставленные реформаторы уходили из правительства, ссылаясь на невозможность добиться какого-либо прогресса в системе, погрязшей в коррупции на самом верху.
Наконец и сам президент Петр Порошенко 16 февраля потребовал отставки Яценюка, официально завершая их двухгодичный послереволюционный альянс. Яценюк и его кабинет должны были в парламенте оправдать результаты их деятельности за предыдущий год. После нескольких часов бурных дебатов собравшиеся законодатели подавляющим большинством голосов отвергли доклад как «неудовлетворительный» — 247 голосами из 339. Успех вотума недоверия, который должен был состояться буквально через 10 минут, казалось, предрешен.
Но с помощью маневра, напоминающего «Игру престолов», кампания против Яценюка рухнула в считанные минуты, оставив Найема — и всех остальных — с разинутым ртом. После этого демонстративного ухода почти трем дюжинам законодателей из партии президента Порошенко уже не удалось поддержать вотум недоверия: он набрал всего 194 из 226 необходимых голосов. Яценюк и его правительство удержались на плаву. После голосования большинство присутствующих законодателей были ошеломлены и хранили гробовое молчание, а меньшинство, противостоявшее вотуму недоверия, ликовало. Украинские олигархические элиты смогли отпраздновать их последнюю и величайшую победу против сил реформаторов с момента революции Евромайдана в 2013 году.
Зарубежные наблюдатели, политики и дипломаты начали выражать недовольство сразу же после этого: «Опять эта хаотичная украинская политика!» Хорошо, давайте проясним ситуацию раз и навсегда: украинская политика исключительно хаотична. Нет политических линий, нет реальных политических дебатов, нет идеологических столкновений: просто сухие интересы крупных предпринимателей и краткосрочные альянсы между различными олигархическими группами. Второе, что следует понять так, как вижу это я (перестаньте смотреть на украинскую политику через политический ракурс развитого мира): это было простое несогласие олигархов с усилиями избавить страну от коррупции, на что надеялись люди на Евромайдане.
Для слишком многих из нынешней элиты назначение нового премьер-министра могло бы означать полную смену правительства, и, возможно, перезапуск значительно задержавшихся реформ, которые могли бы угрожать их финансовым интересам. Или это могло бы означать усиление борьбы за ресурсы — дальнейший захват высших должностей в правительстве людьми, представляющими бизнес-интересы связанной с президентом Порошенко правящей партии. Любой из этих сценариев мог бы обернуться потерями для крупных предпринимателей. Сохранение статус-кво, при котором все территории уже поделены и разделены, было оптимальным состоянием равновесия для украинских высших клептократов. Как и обычно, интересы украинского народа не вписывались в чьи-либо приоритеты.
На Украине совершенно наивно разделять мошенников и реформаторов по партийному признаку. Последние журналистские расследования и скандалы выявили то, что большинство людей давно уже знают: гроздья коррупции цветут махровым цветом внутри почти каждой партии, включая партию президента Порошенко, партию премьер-министра Яценюка, «Оппозиционный блок» и другие. Далее, различные коррумпированные силы успешно сотрудничают друг с другом, даже когда они «формально» не связаны политически. Например, плодотворный альянс, прикрывающий коррупцию в энергетическом секторе, существует между политической и бизнес элитой, связанными с беглым экс-президентом Януковичем, нынешним президентом Порошенко и премьер-министром Яценюком.
То же касается и реформаторов: вы можете найти отважных борцов за перемены не только в сильно коррумпированных партиях, но и внутри коррумпированного правительства — от борца с коррупцией Сергея Лещенко из партии президента Порошенко до сторонницы реформ, министра финансов Натальи Яресько. К сожалению, казнокрады превосходят этих реформаторов по численности.
Запад разделяет вину за неспособность реформаторов победить в борьбе за перемены на Украине. Как прямо заинтересованные в её будущем, вложившие миллиарды долларов спасительных кредитов и помощи, иностранные партнеры страны и её сторонники оказались удивительно ленивы в продвижении конкретных реформ. Многие закрыли глаза на то, как много власти по-прежнему имеют влиятельные деловые круги в послереволюционной политической элите. Западные политики и дипломаты сплотились в поддержку говорливого премьер-министра Яценюка, игнорируя его почти двадцатилетний опыт в грязной украинской политике и сообщения об участии его ближайших союзников в коррупционных схемах.
Ни один вопрос не был задан, когда президент Порошенко укомплектовал свою администрацию бывшими партнерами по бизнесу и друзьями с сомнительным прошлым, отказавшись продать собственные обширные корпоративные активы несмотря на то, что обещал это сделать. Важнейшие инициативы, осуществляемые под руководством реформаторов в Министерстве финансов, Министерстве экономики и Министерстве инфраструктуры, не нашли четко сформулированной поддержки из-за рубежа.
Сейчас, когда усиливается политический кризис, и поддерживаемые Россией сепаратисты прощупывают оборону страны, возможно, ощущая её слабость, западные партнеры Украины могут оказаться в положении, когда потребуется затратить гораздо больше средств, чтобы навести порядок. Игнорирование развитыми странами сложных кризисов не привело ни к чему хорошему в последние годы, и Украина — один из таких примеров. Да, действительно, в последние пару месяцев мы видели растущее давление со стороны международных партнеров с требованием реальных реформ. Но это должно было случиться еще два года назад.
У Запада всё еще есть способы избежать полномасштабного краха Украины. Во-первых, он должен бороться изо всех сил за оставшихся реформаторов, пока не связаны руки таких влиятельных людей, как министр Яресько, или борцов с коррупцией вроде Мустафы Найема и Сергея Лещенко, есть шанс, что развитие страны продолжится.
Во-вторых, Запад не должен попадаться на дешевую театральность «политических чисток», которыми занимаются правящие в стране элиты. В очевидном альянсе с различными политическими группами в парламенте, связанными с олигархами, президент Порошенко и его партия «Солидарность» создали интригу, сохраняя предполагаемых коррупционеров на месте и накапливая негатив лишь вокруг двух конкретных людей — премьер-министра Арсения Яценюка и генерального прокурора Виктора Шокина. Теперь, публично и резко раскритиковав первого и избавившись от второго, эти элиты надеются выпустить пар и убедить общественность и международное сообщество, что наведение порядка идет полным ходом.
Но после двух лет пустых обещаний ни украинцы, ни их иностранные партнеры не могут быть довольны. На Украине не имеет значения, кто управляет государством или генеральной прокуратурой. С Яценюком и Шокиным или без них, но альянс олигархов и коррумпированных чиновников останется на месте — до тех пор, когда мы перестанем обращать внимание на личности и потребуем реальных структурных реформ.
Отставки этих чиновников не будут иметь значения, если не сопроводить их уголовным преследованием, а затем начать системные изменения. Например, расследовал ли кто-нибудь связи премьер-министра Арсения Яценюка с его близким соратником Николаем Мартыненко после отставки последнего из парламента вследствие проведения международного расследования коррупции? Не-а. Что случилось с деловым партнером президента Порошенко и народным депутатом Игорем Кононенко после заявлений о его коррупционной деятельности, вызвавших волну отставок среди реформаторов в правительстве? Ни-че-го.
И есть ещё сам Шокин, бесчестный генеральный прокурор, который не возбудил ни одного громкого дела о коррупции ни против чиновников бывшего режима Януковича, ни против сегодняшних высокопоставленных жуликов. Со времени его внезапной отставки 16 февраля его обязанности выполняет, — по крайней мере, сейчас — его верный и преданный заместитель, Юрий Севрук.
Если этот фарс не прекратится, то нынешняя система просто продолжит самовоспроизводиться без изменения, а надежды очередной украинской революции опять придется признать обманутыми.