Саудовская Аравия переживает нелегкие времена. Отмена санкций против Тегерана, соперника Эр-Рияда, уже придала сил Ирану, который будет становиться все сильнее по мере поступления иностранного капитала. На данный момент напряженность привела к разрыву дипломатических отношений и борьбе с помощью своих представителей в Йемене и в Сирии. Потенциал эскалации велик: Ирак уже стал ареной борьбы, и обе страны могут наносить удары по болевым точкам друг друга. Иран в состоянии опереться на поддержку многочисленного дискриминируемого шиитского населения Саудовской Аравии, в том числе, богатой нефтью Восточной провинции. Эр-Рияд может рассчитывать на значительное суннитское населения в Хузестане и Белуджистане в Иране, где находятся ядерные объекты.
Американо-саудовские отношения тоже уже не такие, как раньше. Саудовская Аравия оценила ядерную сделку с Ираном как удар в спину. Вдобавок, разрыв усугубляется американской политикой в отношении Сирии. Американцы, со своей стороны, демонстрируют недовольство массовыми публичными казнями противников режима в Саудовской Аравии. Ко всему этому следует добавить проблему нефти, до сих пор служившей базой союза двух стран. Стремление США внедрять технологии добычи нефти и газа и горючих сланцев и курс на энергетическую независимость беспокоят Эр-Рияд. Он начинает видеть в США не союзника, а конкурента.
Из-за этих угроз Саудовская Аравия ведет глобальную экономическую войну. Она запустила на полную мощность нефтедобывающие предприятия и требует от союзников в Персидском заливе последовать ее примеру. Тем самым саудовцы стараются подорвать восстановление экономики Ирана. Низкие цены на нефть губительны для иранцев, которые вынуждены дополнительно увеличивать предложение, расширяя свой экспорт энергоносителей.
Одновременно Саудовская Аравия старается потеснить других конкурентов, включая Россию, которая понесла огромный экономический ущерб из-за низких цен на нефть и американской сланцевой индустрии. Эр-Рияд считает, что в состоянии замедлить развитие этой промышленности, так как низкие цены делают многие занятые в отрасли компании нерентабельными. Поскольку многие фирмы уже в долгах из-за многочисленных эмиссий облигаций, то, возможно, вскоре мы увидим волну банкротств предприятий, добывающих сланцевые нефть и газ.
Однако начав борьбу на глобальном экономическом рынке, Саудовская Аравия сильно рискует. Ее гигантские валютные резервы постепенно истощаются, и неясно, сможет ли она продержаться достаточно долго, сохраняя низкие цены на нефть. Доходы от продажи «черного золота» резко сократились, и королевство столкнулось с дефицитом бюджета в размере 140 миллиардов долларов. Из-за этого приходится спешно сокращать расходы, что, в свою очередь, повышает внутреннюю напряженность и ограничивает способности Эр-Рияда вести эффективную внешнюю политику.
Для Израиля это не лучшее развитие событий. Саудовская Аравия всегда старалась стабилизировать Ближний Восток, и сейчас она добивается максимально широкого консенсуса в области борьбы с радикалами. Так что развитие событий, ведущее к ослаблению королевства, противоречит израильским интересам, требующим сохранения стабильности королевского дома. Эр-Рияд и Иерусалим считают Иран угрозой, недовольны отказом США от обязательств в регионе и опасаются ДАИШ.
Как и Саудовская Аравия, Израиль не в восторге от вмешательства России в сирийскую войну на стороне Асада. Как и Израиль, Саудовская Аравия считает опасным политический ислам в духе «Братьев-мусульман» и ХАМАС. Еще один общий интерес — желание сохранить стабильность Иордании.
Таким образом, Израилю предоставлена беспрецедентная возможность превратить Саудовскую Аравию в тайного стратегического союзника. Следует использовать общность интересов для продвижения совместных инициатив. Первым делом нужно выставить единый фронт против иранских амбиций и проникновения России в регион. Саудовская Аравия может привлечь другие страны, в том числе, государства Персидского залива, Египет и Иорданию, к тайному союзу с Израилем и развитию экономического партнерства.
Но Израиль, со свой стороны, должен проявить политическую инициативу и запустить процесс урегулирования с палестинцами, а также не допускать эскалации напряженности в районе святынь в Иерусалиме.