Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Умберто Эко: Культура не находится в кризисе; она сама – постоянный кризис

Университет Бургоса присвоил Умберто Эко степень почетного доктора

© AP Photo / Sebastian ScheinerИтальянский писатель Умберто Эко
Итальянский писатель Умберто Эко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В своих многочисленных произведениях Умберто Эко утверждает, что настоящее счастье состоит в стремлении к познанию - «В радости познания нет ничего аристократичного. Эта работа сопоставима с трудом крестьянина, придумывающего новый способ прививки деревьев».

Бургос — Умберто Эко (Umberto Eco, Аллессандрия, Италия, 1932) приехал в Бургос в качестве паломника, который достиг конечной точки своего маршрута и выполнил данное обещание. «Когда мне было 20 лет, и я готовил научный труд по средневековой эстетике, то заметил, что в исследуемых мной церквях, построенных в романском стиле, были изображены те же самые сцены из Апокалипсиса, что и в церквях Кастильи и Леона. Один из самых красивых храмов находился в Бургосе, хотя сейчас его уже нет. Когда я писал «Имя розы», то в голове у меня возник сюжет об одном слепом библиотекаре, тоже из Бургоса. То есть, все мои замыслы связаны с этими местами», говорит он с удовлетворением. 22 мая известному ученому в области средневековой истории в Университете Бургоса была присвоена степень почетного доктора. 39-я, вспоминает он.

Писатель, автор очерков о комиксах и романов, завоевавших успех читателей, как вышеупомянутый, который был написан в 1980 году, или «Маятник Фуко» (1989) — то, что литературоведы стали называть культовыми бестселлерами, хотя в этом выражении и заключается определенное внутреннее противоречие — выглядит на 20 лет моложе своего возраста и лишь иногда использует трость, чтобы опереться при ходьбе. Накануне он весь день взбирался по лестницам одного из архивов Бургоса, «где хранятся книги, которым более тысячи лет, а вот сколько нам прослужит флэшка, никто точно не скажет…».

В итоге наш разговор возвращается к тому, с чего начался: к книгам и интернет-пространству. Судя по тому, что автор достаточно хорошо владеет информатикой, можно сделать вывод о том, что если бы ему пришлось переиздавать его классическое произведение «Ожидающие Апокалипсиса и оптимисты» (1964), знаменитого очерка о средствах массовой информации, то сейчас он озаглавил бы его «Ожидающие Апокалипсиса и пользователи интернета». От Галактики Гутенберга к Галактике интернета, итальянский семиолог плетет хитроумную паутину, изобилующую ссылками на литературные произведения, техническими деталями и эпизодами из современной жизни. У него лишь одно ограничение: ни слова об итальянской политике и европейском кризисе.

Последнее обстоятельство кажется особенно странным, поскольку его высказывания проникнуты духом любви к Европе. При этом ученый признает нынешний кризис идей (или противоборство воззрений). «Да, Европа разделена на два слоя: высший с глубокой европейской самобытностью; Вы знаете все про Фауста Гете, мы — про Дон Кихота. У нас общая культура. Недавно я обнаружил прекрасные строки Пруста в последнем томе «В поисках потерянного времени», когда он ведет из Парижа рассказ о войне против немцев, как они бомбили город. Но при этом его герои, знавшие, что не должны погибнуть под бомбами, писали статьи о творчестве Шиллера. Интеллигенция (французская), хотя и шла война, продолжала считать себя европейской. Этого не происходит с людьми из другой интеллектуальной среды, которые до сих пор не поняли, что впервые за 50 лет им повезло, поскольку они не убивают друг друга. В Европе погибли 40 миллионов человек. Но отмена визового режима заставила забыть все это».

Для дальнейшего единения Европы — считает Умберто Эко — необходимо осуществлять программы, подобные Эразмусу (Erasmus) /некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза/. «Это была великолепная идея, и не только потому, что она дала возможность знакомиться и даже заключать браки европейцам из разных стран. В ближайшие десятилетия она позволит создать руководящий класс, который будет владеть, как минимум, двумя языками. Но за пределами этой программы трудно чего-либо добиться. На одном из съездов мэров европейских городов во Флоренции я предложил организовать обмен муниципальными работниками по образцу программы Эразмус, на что мэр Уэльса мне ответил: «А на кой мне нужно, чтобы мои сотрудники ездили в Амстердам? Уж тогда пусть в Лондон едут… (смеется)».

К наиболее отвратительным явлениям нашего времени ученый относит расизм, хотя, как и во всем, здесь есть свои особенности. «Очень важно, чтобы люди общались между собой в неконфликтных ситуациях. Мы сталкиваемся с расизмом не тогда, когда испанец приезжает в Турцию, а когда турок приезжает работать в Испанию. Настоящий расизм — это всегда расизм бедных, богатые — не расисты, потому что их это не затрагивает. От погромов ведь страдали не только евреи, но и беднейшие слои русских. В настоящее время проблема расизма связана с иммигрантами, для которых недоступно европейское образование. Если будет утрачено это чувство европейского единства, нам — конец. Раньше Европа могла рассчитывать на помощь США, а теперь США подпирают Китай и Индия, а Европе приходится улаживать свои проблемы в одиночку».

Говоря о Европе, невозможно отделаться от ассоциации со словом «кризис», хотя вы изначально обходите стороной политические аспекты. Кризис плохо сказывается на культуре, сильно ей мешает, или же, наоборот, подстегивает ее? «Культура — это постоянный кризис. Культура не находится в кризисе, она сама — непрерывный кризис. Кризис — необходимое условие для ее развития». А меркантильность культурного процесса, риск приватизации культурного достояния? Это явление длится много веков, вспоминает Умберто Эко, говоря о поддержке, оказываемой частными лицами и компаниями культурными начинаниям (реставрацию Колизея в Риме оплатила обувная фабрика, а венецианские дворцы принадлежат весьма богатым людям, которые кичатся тем, что владеют ими): «Так было всегда. Виргилий получал жалование от императора Августа. Ариосто оказывал денежную помощь некий граф. Если бы я жил в XVII веке, то мне пришлось бы работать на какую-нибудь знатную особу. Сегодня же моя литературная и преподавательская работа обеспечивает меня средствами к существованию. В этом смысле культура в настоящее время обладает большей свободой. Все книги XVIII века начинаются с похвалы королю или какой-то иной знатной персоне. Представляете, если бы в нынешнее время мне пришлось начинать все свои сочинения восхвалением Берлускони (смеется). А то, что какое-то предприятие оказывает помощь в восстановлении римского Колизея, так это вполне нормально…»

В своих многочисленных произведениях Умберто Эко утверждает, что настоящее счастье состоит в стремлении к познанию. «Это то, что Аристотель называл восхищением, восторгом… Философия всегда начинает с восторженного восклицания». А процесс познания — разве это не бесконечный процесс? «Да, но кроме того, в радости познания нет ничего аристократичного. Это работа сопоставима с трудом крестьянина, придумывающего новый способ прививки деревьев; одним крестьянам эти маленькие открытия доставляют радость, а другим — нет. Они принадлежат к разным видам людей, но, конечно же, многое еще зависит от окружения. Я пристрастился к книгам с малых лет… И вот теперь на склоне лет я счастлив, иногда несчастлив, но при этом живу активной жизнью, — в то время, как многие влачат существование, подобное овощам».

Интернет стал неотъемлемой частью жизни такого фанатика книг, как Умберто. Точно так же до этого в нашу жизнь вошли автомобиль и телефон (который во время нашей встречи ни разу не зазвонил). Как некая данность, ни откровенно хорошая, ни наоборот. «Интернет — это как жизнь, в которой ты встречаешь умнейших людей и законченных кретинов. В интернет выложены все знания, а также их противоположность. В этом-то и заключается вся трагедия. Кроме того, когда человек получает все знания, то это уже избыток информации… Когда я иду учиться в школу, мне не нужны огромные книги. Ведь никому не придет в голову дать ребенку Британскую энциклопедию…»

Как ученый, Умберто Эко использует интернет, который он рассматривает в качестве инструмента, а не самоцели. Поэтому он не предвидит конфликта интересов — и пространств — между миром виртуальным и осязаемым миром печатных текстов. Конечно, можно прочитать «Войну и мир» и в электронной версии, но если ты читал ее 10 лет назад, а сейчас хочешь перечитать заново, то на бумажной книге ты увидишь знаки прошедших лет, сделанные тобой пометки. Перечитывая ее в электронной версии, ты как будто читаешь ее в первый раз. По отношению к бумажной книге возникает некая привязанность. Это все равно как вытащить бабушкину фотографию (смеется)… Книга как предмет будет существовать и дальше, как продолжает существовать велосипед, несмотря на изобретение автомобиля. Сейчас велосипедов даже больше, чем несколько лет назад. То же самое можно сказать и о конце эпохи радио после изобретения телевизоров…».

Интернет — вещь противоречивая. Он мог бы скрасить одиночество многих, однако, в итоге он лишь увеличивает количество одиноких людей. Многим интернет дал возможность работать дома, и это усиливает изолированность. Но он же предлагает способы преодоления этой изолированности: социальные сети Twitter, Facebook. Но в итоге они все равно ее усугубляют. Ведь человек в контакте с какими-то призрачными людьми. Вы думаете, что общаетесь в соцсети с прекрасной дамой, а на самом деле это полковник жандармерии (смеется)».

Почетный доктор прощается со мной, рекомендуя напоследок ежедневно читать прессу. «Газеты утратили многие из своих функций. Утром я их быстро пролистываю, потому что основные новости уже передало телевидение. Но газеты по-прежнему интересны своими редакционными и аналитическими статьями, поэтому важно читать не одну, а хотя бы две в день. Надо научить людей читать газеты, две-три, чтобы увидеть разницу в оценках. Не для того, чтобы узнать новости, их и так передают по телевидению».

Телевидение, опошленное донельзя стараниями Берлускони, о котором он старается говорить исключительно в прошедшем времени. И все же на своем начальном этапе телевидение стало великой социальной и культурной революцией, такой же, каким впоследствии стал интернет. «Телевидение в Италии принесло много хорошего беднякам, оно научило их новым языковым нормам. А богатым оно оказало плохую услугу, поскольку они предпочитали остаться дома вместо того, чтобы пойти на концерт. Сейчас под богатыми и бедными мы имеем в виду не тех, у кого много денег, а тех, кто богат мыслями, устремлениями. Телевидение в Италии научило крестьян и рабочих говорить. Оно объединило Италию. С интернетом все наоборот. Богатым, которые умеют им пользоваться, он приносит пользу. А бедные, которые не умеют им пользоваться, не чувствуют разницу».

 

Обсуждение
Комментариев: 23
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Ан
Американцы на Луне не были
27 мая 2013, 00:24
Сколько ни читай, а всё равно всё не перечитаешь.
Laska
22 февраля 2016, 21:13
Американцы на Луне не были, не читала. А интересно?
v
val_zzzz
27 мая 2013, 00:27
"...От погромов ведь страдали не только евреи, но и беднейшие слои русских." Пора уже Мастеру знать, что погромы происходили на Украине и в Молдавии. А то ить молдрване обижаются, когда их называют русскими. И скоро в тех местах будут анти-русские погромы... Или Маэстро пера лукавит?
kirov43
22 февраля 2016, 22:46
val_zzzz, непонятно почему он эту фразу про бедные слои русских ввернул. Маэстро правильно говорит, но что то недоговаривает. Одно видно, он за культурное единство. Однако ситуация в мире наоборот.
ти
тут из фонтана
27 мая 2013, 01:56
маэстро обращает внимание на тот факт,что культура в ее доинтернетовском виде сближала людей,когда глядя друг другу в глаза можно было поведать во вполне правдивой форме о своих мыслях т. к. не видя оппонента трудно донести свое видение.в век интернета простое иеобщение заменено на процесс писания постов. общение на иносми полная иллюстрация этому.грызня и нетерпимость к мнению другого тут уже не до культуры в том понимании которое вкладывает в него автор.
M
Marabu
27 мая 2013, 02:24
не видя оппонента трудно донести свое видение А когда оппонент тебя не видит, можно вообще нести что угодно.
Чтоб я так жил
22 февраля 2016, 18:14
Marabu, в интернете человек волен нести или не нести пургу. Важно, что всегда причиныдля этого есть, даже если субъективные и даже ангажированные. Ведь наш мир людей и есть тренды, в которых мы живём. А вот чтобы с громилой с глазу на глаз быть откровенным?... Против чувака с пушкой (в Укропии, к примеру), нужно дойти до ручки. Так что, в инете (как исповедальне) проще говорить чтодумаешь, а не что ожидают услышать.
П
ПетроДворцовый
27 мая 2013, 07:52
Как хорошо было лет 200 назад! Никакого интернета! Император пишет указ, и гонец за пару дней (или недель) доставляет указ исполнителю... Иными словами, информация распространялась со скоростью лошади... Да и узнавали об этой инфо лишь ограниченный круг лиц. С появлением интернета информация стала распространяться мгновенно по всему глобусу. Если рассмотреть модель человечества в виде отдельного человеческого организма, то 200 лет назад такой организм был очень замедленным: сигнал от мозга до мышц руки шёл очень долго, и движения руки были медленными и плавными. Хорошо это или плохо, но интернет заставил человечество жить в реальном времени. Вот, собственно, и вся премудрость...
A1
Andrey 17
27 мая 2013, 10:16
С появлением интернета информация стала распространяться мгновенно Скорее с появлением информационных технологий достоверность стала чем-то вроде баланса спроса и предложения по фьючерсным контрактам, а информация стала туфтой.
П
ПетроДворцовый
27 мая 2013, 10:58
"информация стала туфтой." Ну, дык, туфты хватало и до интернета... 200 лет назад информации было мало. Претендентами на мировое господство она тщательно фильтровалась. И поскольку анонимного общения не было, то всякого, вякнувшего не то, можно было оттащить в кутузку с последствиями разной степени тяжести. Сегодня информации стало слишком много. Как внедрять в сознание толпы нужную идеологию в такой ситуации? Нужно резко увеличить поток лжи, в котором истина утонет...
С
Сказочник_злодей
27 мая 2013, 11:18
Нужно резко увеличить поток лжи, в котором истина утонет... Ну так оно и есть - интеренет переполнен всякой лабудой а реально полезной информации очень мало если брать по количеству интернет ресурсов. Если конечно считать полезной информацию какого цвета трусы одела Ксюша Сабчак сегодня, то тут никаких дискохранилищ не хватит
Чтоб я так жил
22 февраля 2016, 18:20
Andrey 17, умного от дурака отличает доступность достоверных сведений. "Кто ж рыбные места?... Покуда есть на свете дураки..." Поэтому так нужно всеобщее образование. Знания - это не набор сведений, система причинно-следственных связей, обретённых многими поколениями предшественников.
ИС
Из СПб
22 февраля 2016, 19:58
ПетроДворцовый, человечество живёт в реальном времени виртуального мира.
F
FuckleberryFinn
27 мая 2013, 08:03
под богатыми и бедными мы имеем в виду не тех, у кого много денег, а тех, кто богат мыслями, устремлениями Это все для самоуспокоения.
s
sokhriakovoleg
27 мая 2013, 09:27
�Очень важно, чтобы люди общались между собой в неконфликтных ситуациях. Мы сталкиваемся с расизмом не тогда, когда испанец приезжает в Турцию, а когда турок приезжает работать в Испанию. Читать далее: www.inosmi.ru/world/20130527/209379533.html#ixzz2UT2LVU3h Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook наверное испанцы валом валят в турцию в поисках заработка?а турки валом валят в испанию по загорать,по пить вина,короче денег оставить?умберто пиши бестселлеры.
r
raviy
27 мая 2013, 09:54
Европе маячит гибель исторических культур.... Как в Европе, так и США возник искусственно кризис в культуре. Мало того, что исламизация Европы идёт полным ходом, и уже существуют целые анклавы исламской культуры не признающей, игнорирующей исторические культуры Запада, да ещё Европа ударилась узаконивать и культивировать сексуальные извращения, превращаясь в Гейвропу, Содомвропу, и т.д. Полным ходом идёт от помешательства правящих элит на сексуальных извращениях и мультикультуризации (о её провале говорили, но сразу же забыли) страдающей перемежовывающейся хромотой гибель исторических культур народов, уничтожение культурного ядра. Дальше Гейвропе светит урбанизация исламских анклавов ввиду продолжающегося наплыва исламских мигантов и высокой рождаемости в мусульманских семьях. И, также увеличение исламистов вследствие узаконивания однополых браков, не дающих потомства, ислам не приемлет однополые браки. Если не будут приняты радикальные меры против нашествия исламистов и защищена гетеро Норма в бркаках, то европейские культуры со временем просто растворятся в исламизации и извращениях, а старушка Европа обретёт официально имя Гейвропа…. Что же, дуракам и помешанным исторические законы наследия и Нормы не писаны….
Кл
Кольский лопарь
27 мая 2013, 10:18
Умберто Эко - умный тролль, чем и хорош.
y
ytzin
29 мая 2013, 11:15
Кто такой "Виргилий"?
Чтоб я так жил
22 февраля 2016, 18:35
ytzin, подозреваю (-очепятка), что автор Энеиды, который через "е".
Акститесь Дурни
23 февраля 2016, 06:50
ytzin, Древнеримский поэт и проводник по аду в "Божественной комедии" Дантэ
zwaan
22 февраля 2016, 22:16
Алло! В анонсе сказано: "Умберто Эко о Европе, США..." Ну и где здесь про США?
AmInvest
22 февраля 2016, 23:18
Да, как легко, оказывается, толковать Автора после смерти...
П
ПетроДворцовый
23 февраля 2016, 08:10
Дата смерти Умберто Эко: 19 февраля 2016 (84 года)... Если посмотреть на первые комментарии к статье, то увидим 27.05.2013. То есть Умберто был ещё жив. Он умер 3 дня нвзад. Редакция Иносми даёт нам возможность попрощаться с Умберто Эко... Светлая ему память... Но особую актуальность статье придают те процессы, которые произошли за последние три года! Мир в корне изменился! Маски сброшены, вылез звериный англосаксонский оскал, направленный на уничтожение не только европейской культуры, но и самой Европы! И сама статья остаётся актуальной, например (цитирую): "... Настоящий расизм — это всегда расизм бедных, богатые — не расисты, потому что их это не затрагивает..." Явно ошибочное утверждение! Достаточно взглянуть на Уолл-Стрит...
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем