БАНГКОК — Таиланд стремится укрепить связи — и, возможно, договориться об оружейных поставках — с Россией, на фоне охлаждения отношений с традиционным партнером, США, возмущенным военным переворотом мая 2014-го.
Два тайских вице-премьера посетят Россию спустя всего лишь несколько недель после визита в Бангкок секретаря российского Совета безопасности Николая Патрушева, одного из основных приближенных президента Владимира Путина.
В повестке переговоров, по данным обеих сторон, торговля и сотрудничество в сфере безопасности. Россия желает упрочить позиции в качестве азиатской державы.
В последнее время внимание фокусировалось на потеплении в отношениях Таиланда с Китаем. Соседи ведут переговоры о масштабном железнодорожном проекте и покупке китайских подводных лодок общей стоимостью 1 миллиард долларов.
Однако Россия, похоже, намерена побороться за внимание Таиланда.
Прают планирует отправиться в Россию в мае для участия в саммите «Россия-АСЕАН», который будет посвящён 20-летию российских отношений с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии.
США: ХУНТЕ ТАНКИ НЕ ПРОДАДИМ
Главный приз российско-тайских переговоров — и основная головная боль озабоченных стратегической безопасностью США — будет касаться обороны.
Таиланд служил перевалочным пунктом для американских военных во время войны во Вьетнаме, и Пентагону важно иметь стратегический доступ к аэродромам и портам южноазиатского государства. Между тем США второй год подряд сокращают численность своих солдат, участвующих в крупнейших военных учениях в Азиатско-тихоокеанском регионе, известных как Cobra Gold. Последние состоялись в феврале. Вашингтон подчеркивал, что тем самым посылает Бангкоку сигнал о необходимости возвращения к демократии.
По сообщениям тайских СМИ, страна хочет купить несколько десятков российских танков Т-90, чтобы заменить часть устаревшей американской военной техники.
Вице-премьер и министр обороны Таиланда Правит Вонгсувон сказал в интервью Рейтер, что решение о покупке танков не принято. Но из-за наложенного США запрета на продажу оружия тайской хунте правительство военных озабочено поиском других поставщиков и оценило свои потребности в примерно 50 танков, сказал он.
«США не продадут нам боевую технику, и в последнее время мы находимся в условиях жёсткого бюджета и не можем её себе позволить», — сказал он. В 2011 году Таиланд заключил соглашение с Украиной о покупке 49 танков, однако сделка сорвалась после поставки первых 10 штук, отметил министр.
Таиланд может подписать с Россией соглашение о контртеррористическом сотрудничестве и хочет купить у нее военную технику, например, вертолёты, чтобы применять в чрезвычайных ситуациях, сказал он.
«Не то что бы мы решили установить дружеские отношения с Китаем и Россией, а не с США. Мы одинаково хорошо относимся ко всем ним», — сказал министр.
«АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКАЯ СУДЬБА» РОССИИ
Россия ясно дала понять, что её подход к Таиланду — часть более широкой стратегии присутствия в Азии. Однако это необязательно будет в ущерб Китаю или США, сказал российский посол в Бангкоке.
«России не надо доказывать кому-либо, что она азиатская держава, азиатско-тихоокеанская держава, европейско-тихоокеанская держава. Это наша судьба как страны, простирающейся от Атлантического до Тихого океана», — сказал Барский.
В рамках визита на следующей неделе пройдут переговоры о 25 отдельных проектах соглашений в сферах торговли, культуры, технологий и безопасности, сказал он.
Вонгсувон встретится с вице-премьером России Дмитрием Рогозиным и главой Минпромторга Денисом Мантуровым для переговоров о военно-техническом сотрудничестве, добавил Барский.
Эксперт по России из Австралийского национального Мэтью Сассекс сказал, что российско-тайская танковая сделка заставит США «навострить уши».
Россия уже использует аэродромы Вьетнама для дозаправки бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, и примеряется к Юго-Восточной Азии как к некоторой точке опоры, сказал Сассекс.
Даже если договоренности Москвы и Бангкока останутся на лишь бумаге, Вашингтон будет тревожиться, добавил эксперт:
«Сам факт того, что тайское правительство начинает говорить: "Ээ, слушайте, а что там насчет русских?" — уже шлет довольно тревожный сигнал Вашингтону».