В древности даже умение писать вызывало страх. А теперь дискуссии разворачиваются вокруг интернета. Если его правильно использовать, он может принести большую пользу молодежи, хотя неизбежно будут и те, кто впадает в зависимость от сети
Недавно Espresso напечатала мое письмо вымышленному внуку, в котором я убеждал его тренировать свою память, а не полагаться всегда на информацию, извлекаемую из интернета. Немедленно в одном из блогов меня обвинили в том, что я являюсь врагом интернета. Это все равно, что критиковать человека, выступившего против езды по автостраде в состоянии опьянения или со скоростью 180 километров в час. Такое выступление совсем не означает призыва к отказу от использования автомобиля. А недавно на страницах Espresso Эудженио Скальфари мягко упрекал меня в том, что я слишком доверяю интернету в качестве источника информации. Это было после моей последней статьи, в которой я упоминал о невежах, утверждавших в передаче «Наследие», что, по их мнению, Гитлер и Муссолини жили в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы.
Скальфари заметил, что именно искусственная память «online» создала поколение людей, не способных удержать в голове информацию. Он считает, что использование сети дает иллюзию контакта со всем и со всеми, но в действительности обрекает человека на одиночество. Я согласен с тем, что это две болезни нашего времени. Я об этом много писал. Скальфари, однако, не процитировал пассаж из «Федра» Платона, в котором фараон упрекает бога Тота за то, что он изобрел письменность, из-за чего люди могут потерять привычку пользоваться своей памятью. А потом оказалось, что письменность заставила людей запоминать прочитанное. Только благодаря письменности было создано такое произведение, восхваляющее память, как «В поисках утраченного времени» Пруста. Я хочу сказать, что можно прекрасно пользоваться интернетом и одновременно развивать свою память, пытаясь запомнить ту информацию, которая была из него извлечена.
Подумаем о хорошем учителе, который предлагает провести исследование на определенную тему. Он знает, что его ученики попытаются найти готовые решения в сети без всяких затруднений. Такой учитель предложит поискать сведения по меньшей мере на десяти сайтах, сравнить полученную информацию, найти различия и противоречия и решить вопрос о том, какой сайт является наиболее надежным источником, проверив данные по письменным источникам или хотя бы по энциклопедическому словарю. Тогда ребята получат информацию из интернета, что было бы глупо запрещать делать, но в то же время и поразмышляют и кое-что запомнят. Кроме того, школьники смогут сравнить полученные результаты, поспорить между собой и избегут одиночества. Они приобретут вкус к диспутам друг с другом.
Конечно, есть и будут такие, кто впадает в зависимость от сети, кто не в силах оторваться от одинокого общения с экраном компьютера. Если школа и родители не смогли удержать их от этого занятия, то придется внести их в список наркоманов, онанистов, расистов, ясновидящих мистиков, клиентов хиромантов и всех прочих приверженцев дегенеративных форм, которым каждое общество должно противостоять со всей ответственностью. Но оно должно было делать это во все времена.
Если сегодня кажется, что таких «больных» слишком много, то это потому, что за пятьдесят лет население планеты увеличилось с 2 до 7 миллиардов человек. А виновато в этом не одиночество, навязанное сетью, а избыток человеческих контактов.