Российские СМИ стали высказывать предположение о том, что президент Сирии Башар аль-Асад постепенно выходит из-под контроля Москвы. Согласно этой точке зрения, Москва просит Асада согласиться на перемирие в рамках женевского процесса, тогда как он вместо этого требует военной и политической поддержки. К примеру, когда Министерство иностранных дел России призвало «всех партнеров» поддержать соглашение о прекращении боевых действий, достигнутое в Мюнхене ранее в феврале, Асад заявил о том, что он продолжит вести войну до тех пор, пока он не вернет под свой контроль все сирийские территории. В последние несколько дней в различных изданиях стали появляться статьи с заголовками вроде «Асад не хочет придерживаться объявленного Россией перемирия».
Некоторые российские аналитики выразили свое несогласие с этой точкой зрения. Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН, считает, что Россия и Сирия ведут игру с Западом. «Говорить, что [Асад] затягивает несчастную Москву, — наивно. Разумеется, он ничего не способен сделать без установки Москвы. Бомбит в основном Россия, а не Асад», — сказал он в интервью «Новой газете», одной из немногих независимых газет, оставшихся в России.
Политолог Андрей Пионтковский назвал поведение России в Сирии «нелепой жестокостью», которая «отравит на столетия» отношения России с исламским миром. «Сегодня уже невозможно скрывать военные преступления российских ВВС на севере Сирии, — написал он в своем блоге на «Эхо Москвы». – Да кремлевские уже и не скрывают. Они перестали вяло отбрехиваться, окончательно взяв на вооружение асадовское определение террориста — террористами являются все, кто сражается против законного президента Асада, легитимно убившего сотни тысяч своих сограждан, а также члены их семей, соседи, пациенты госпиталей, ученики школ, случайные прохожие».
В январе бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко написал, что периодические намеки Москвы на то, что она готова отвернуться от Асада, в конечном счете направлены на то, чтобы показать Западу: «Видите, я хороший, я просил Асада уйти, но он не согласился». Он добавил, что Кремль действовал подобным образом и на Украине, убеждая всех: «Мы стремимся к урегулированию, но ополченцы мешают».
В ближайшие несколько недель мы узнаем, действительно ли Асад выходит из-под контроля Москвы или же Путин и Асад просто играют с Западом в хорошего—плохого полицейского.