В феврале стали появляться детали того, как НАТО планирует останавливать потоки мигрантов в море грядущей весной. В начале месяца сообщалось, что в Средиземное море направятся три корабля (немецкий, канадский и турецкий), которые будут останавливать лодки с мигрантами и отправлять людей обратно в Турцию. Операцией должны руководить немцы, а турки дали добро и готовы принять неудачливых мигрантов на своем берегу. Это новые веяния, так как до этого пойманных в море мигрантов не отправляли обратно. Министр обороны Германии заверил, что мигрантов не будут допускать до Греции, а вот генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уверял, что корабли будут лишь заниматься сбором информации, и что правила и план действий еще не утвержден. Так или иначе, пока военные НАТО, чтобы представить свою миссию более толерантной, также говорят о том, что при патрулировании смогут спасти сотни жизней и помешать работе группировок контрабандистов. Но есть и мнение, что наличие в водах военных кораблей не отпугнет мигрантов, а наоборот обнадежит их, что в случае бедствия кто-то выловит их из воды и спасет. В феврале уже насчитывалось более 400 утонувших с начала года мигрантов, а в целом Международная организация по миграции сообщила, что за первые шесть недель 2016 года море пересекло в 10 раз больше стремящихся попасть в ЕС людей, чем за тот же срок в 2015 году.
Позже пришли новости, что к трем кораблям НАТО присоединятся еще два корабля (итальянский и греческий). Это Германия и Турция в феврале сами инициировали запрос о помощи от НАТО в патрулировании Средиземного моря, и вдруг вместо привычной долгой бюрократии в НАТО мгновенно отреагировали и за 24 часа одобрили применение кораблей. Тем не менее, еще 20 февраля часть кораблей была на базе на Крите, а сама морская группировка патрулирования так до сих пор не имеет ясных приказов об операции. Глава Frontex (Агентство ЕС по безопасности внешних границ) тоже заявил, что только за январь в ЕС нелегально попали 140 тысяч человек (и это несмотря на зимнюю плохую погоду), и что 2016 год будет не легче 2015-го.
Греков принято обвинять в том, что они не могут закрыть свою морскую границу, но в реальности не так все просто. Не все понимают масштабы происходящего. Береговая охрана острова Хиос, который является вторым по числу прибывающих мигрантов после острова Лесбос, имеет в своем распоряжении всего три катера. Эти три катера физически не в состоянии контролировать 50-60 прибывающих в день плавсредств мигрантов. Контрабандисты на своих скоростных лодках не обращают внимания даже на предупредительные выстрелы греческой береговой охраны, так как знают, что огонь на поражение по мигрантам, среди которых женщины, дети и инвалиды, греки не откроют. Капитан одного из греческих катеров рассказал, через что приходится проходить его экипажу из пяти человек, когда иногда они вытаскивают из воды за 10 минут до 50-60 тонущих людей. В 2015 году его команда спасла почти три тысячи человек, зачастую с риском для своей жизни в тяжелейших условиях на море, но от ЕС греческие службы не получают слова благодарности за свой героизм и спасение жизней. Министр иностранных дел теневого правительства Греции заявил, что Греция охраняет свои национальные границы и границы ЕС, но Греция не будет ради ЕС топить лодки с женщинами и детьми. По этой же причине нет никакого оптимизма и насчет того, что военные корабли НАТО в Средиземном море что-то изменят в ситуации с мигрантами в этом году.
Тем временем ситуация на всем протяжении «балканского маршрута» миграции выходит из под-контроля. С ноября в Западную Европу этим маршрутом стали пропускать только иракцев, сирийцев и афганцев. Затем Австрия и Словения установили суточный лимит на количество людей, кто может пересекать границу. Затем Сербия заявила, что афганцы будут сталкиваться с проблемами и перестала пропускать их из Македонии, а Македония закрыла для афганцев свои границы с Грецией. Возник резонный вопрос: что делать грекам со всем этим огромным количеством прибывающих мигрантов, которые не могут двигаться дальше на север?
Планы о массовой депортации озвучили Нидерланды, Швеция, Финляндия, Австрия, разговоры ведет Греция. Шведы хотят депортировать около 80 тысяч человек, австрийцы — 50 тысяч, финны — около 20 тысяч. Шведы пытаются договориться с Афганистаном и Марокко, чтобы те приняли людей. Депортировать планируется и с применением силы, если это будет необходимо, но шведские власти и сами понимают, что повязать 80 тысяч человек и специальными чартерными рейсами отправить их в другие страны по воздуху будет не так просто. Все эти грандиозные планы пока вызывают большие сомнения.
По данным того же Frontex, за первые три квартала все страны ЕС смогли депортировать лишь 52 тысячи человек. Германия смогла депортировать 21 тысячу в 2015 году. Помимо массовой депортации, бродят и такие идеи, как списывание долгов Греции взамен на полное закрытие ее северных границ и установления лагерей на территории Греции для сотен и сотен тысяч мигрантов, изгнание Греции из Шенгена на пару лет, признание Турции «безопасной страной» и выдворение именно туда (а не в страну происхождения) всех, кто прибыл в Грецию и страны ЕС с турецких берегов. Ни одна из этих идей, по понятным причинам, не радует греков и турок.
Турцию пока больше устраивает идея получить все три миллиарда евро за ужесточение контроля на границе и обустраивание мигрантов. Но, как пишут в Amnesty International, пока турки на деньги ЕС возводят лагеря в дикой пустой местности, хватают сотнями людей без официальных обвинений, свозят их туда как скот, в лагерях держат людей в цепях, избивают, лишают общения с окружающим миром, а потом без суда и следствия насильно выдворяют в Сирию и Ирак. В Amnesty International интересуются, готовы ли в ЕС пойти на такое «гуманное» решение кризиса с мигрантами и платить за это Турции отступные?