«Надеть наручники» — одно из любимых выражений Александра Лукашенко. Человеку властолюбивому это, наверное, способно доставлять наслаждение — видеть животный страх в глазах чиновников. Страх, в свою очередь, может давать и некий экономический эффект, но весьма ограниченный. Так что президентское указание посадить за решетку виновных в чересчур резком росте счетов за коммуналку не спасет белорусов от дальнейшей обдираловки.
«…Наденьте наручники тем, кто не выполнил доведенные по моему распоряжению тарифы. Наденьте и публично посадите десяток-другой человек. Все станет на свои места. Тут должен быть список, кто эту “балду” придумал», — такое распоряжение дал президент Беларуси главе Комитета госконтроля Леониду Анфимову, когда заслушивал 22 февраля доклад о налоговой и акцизной политике в 2016 году.
Наручники как художественный образ
Наручники здесь — видимо, в некоторой степени художественный образ. При всем правовом нигилизме белорусских властей не госконтроль непосредственно сажает в тюрьму, сначала следует-таки выдвинуть уголовное обвинение и судить.
Возможно, никого в итоге и не посадят. Угрожающий пассаж априори рассчитан на два эффекта — что народ оценит усилия своего высокого заступника и что перепуганные чиновники слегка смягчат процесс вывода населения на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг (это должно случиться в 2018 году), где-то уменьшат их себестоимость, отменят совсем уж наглые накрутки.
Да, в системе жилищно-коммунального хозяйства много нерационального, мало прозрачности. Но пока там остается монополистом государство, большого толку не будет.
Правительство организует некие локальные эксперименты со сменой вывесок коммунальных контор, однако это показуха. Если того же сантехника назвать хаус-мастером, квалификации и рвения у него не прибавится. На создание же конкурентной среды в ЖКХ, чтобы потребитель мог, например, выбирать между ЖЭСом (или как он там теперь называется) и частником, власти не идут.
Дежавю продолжается
Заслушивая подчиненных 22 февраля, Лукашенко в который уже раз повторил, что «предложения правительства по огульной приватизации приняты быть не могут». Да и в целом, мол, «гайдаровские реформы российского образца белорусам не нужны».
Здесь имеются в виду рыночные преобразования начала 1990-х годов у восточных соседей под руководством либерального экономиста Егора Гайдара. Его шоковая терапия помогла наполнить прилавки, дала толчок бизнесу, но ударила по карману рядовой массы. «Гайдаровщина» стала пугалом для всего постсоветского социума (кроме перемучившихся реформами стран Балтии).
Лукашенко в 1994 году победил на выборах, используя страх обывателя перед ужасами капитализма и обещая возврат в светлое социалистическое прошлое.
В ноябре того же года, вернувшись с лечения в Сочи, молодой президент сразу поехал на телевидение громить правительство, пытавшееся провести рыночные преобразования. Велел открутить цены, издал указ, который восстанавливал ценовой контроль над продуктами и товарами сотни с лишним наименований.
Но через короткое время цифры на ценниках вновь стали расти. Экономические императивы брали свое. В эпоху правления Лукашенко годовая инфляция редко опускалась ниже двузначной цифры, а в 2011-м, например, допрыгнула до 108,7%. Да и в прошлом году составила 12% при замороженных зарплатах.
Так что нынешние инсценировки заботы о людях — это затасканное дежавю, не спасающее кошельки белорусов.
Белорусы сорят деньгами за границей?
Общаясь с чиновниками 22 февраля, глава государства напомнил, что согласно данным народу обещаниям «рост цен должен быть вначале компенсирован ростом доходов населения». Но даже согласно официальным данным, реальные денежные доходы белорусов за прошлый год сократились почти на 6%. На практике большинство чувствует, что обеднело гораздо серьезнее.
Да и сам Лукашенко вынужден признать, что рост цен неизбежен, правда, мотивация хитрая: «Мы никуда не денемся, мы в окружении государств, где цены выше. Поэтому все равно придется подстраиваться под них. В противном случае будет вымываться товар».
Странно, что белорусы при этом, напротив, массово волокут всякий товар, например, из Польши. Сорят деньгами, глупые. Наверное, ради заботы об их кошельках недавно ужесточили таможенные нормы. Да, и еще урезали до 22 евро лимит беспошлинных посылок из-за границы. Видимо, соотечественники расточительно затоваривались в зарубежных интернет-магазинах по баснословным ценам. За этими транжирами глаз да глаз нужен.
Если же без иронии, то за границей многое дешевле потому, что там экономика эффективнее. Да, в странах с развитой рыночной экономикой давно оплачивают 100% коммуналки, но там ведь и заработки на порядок выше.
Белорусская же модель способна была обеспечивать рост доходов только до тех пор, пока шли щедрые субсидии из Москвы. Но медовые годы закончились, причем навсегда. Надежды белорусского руководства пересидеть кризис иррациональны. Россия без реформ и под западными санкциями сама обречена на долголетнюю деградацию, а возможно и распад.
Грядет шок без терапии
Любопытно, что, приказывая надеть наручники на чиновников, Лукашенко пока, видимо, не дает отмашки вязать оппозиционеров, требующих его отставки в двухстах метрах от президентской администрации, на Октябрьской площади столицы.
22 февраля здесь прошла очередная несанкционированная акция недовольных мелких торговцев, на которой владели инициативой Николай Статкевич, Анатолий Лебедько и другие политические противники режима. Попытки милиции задержать смутьянов, составить протоколы выглядели позорно вялыми.
Зная хватку белорусских силовиков (в 2010 году, как хвалился Лукашенко, разогнали многотысячную Площадь «за семь с половиной минут»), можно сделать вывод, что их сдерживают. Продолжается игра с Западом ради получения денег.
Через пару дней в Минск прилетят из Брюсселя люди, имеющие прямое отношение к деньгам Евросоюза, в частности вице-президент Европейского инвестиционного банка Ласло Бараняй, представители генерального директората Еврокомиссии по экономическим и финансовым вопросам. Как сообщил пресс-секретарь МИД, в программе визита — встречи членов делегации с руководством Национального банка, министерств экономики, финансов, иностранных дел и Администрации президента Беларуси. Сама последовательность инстанций здесь весьма красноречива.
Нетрудно догадаться, что разговор прежде всего будет крутиться вокруг получения финансовой помощи. Но насквозь рыночная и к тому же обремененная своими проблемами Европа не станет спасать анахроничную «белорусскую модель развития». Так что больших кредитов не дадут. И давать будут под условие реформ. Частные же инвесторы, услышав очередной раз про наручники, не ринутся сюда с мешками бабла.
Да, можно попробовать вновь околпачить кредиторов, сымитировать преобразования, как это сделали при получении кредита МВФ в 2009—2010 годах. Но, во-первых, теперь контроль будет жестче. Во-вторых, поскольку все равно придется выходить на 100% оплаты коммуналки, искать другие источники пополнения бюджета, то населению уготован шок без терапии.
Белорусам придется сполна оплатить неэффективность отечественной экономической модели, менять которую наверху боятся из-за политических рисков для режима. При этом простачкам будут показывать пугало дикого капитализма, поминая всуе покойного Егора Гайдара.