Новое российско-американское сотрудничество не внушает оптимизма. Заявление премьер-министра России демонстрирует, что сотрудничество между державами и вообще дипломатические усилия вряд ли останутся серьезным инструментом для прекращения войн, особенно в Сирии.
«Если учесть количество стран, чьи войска участвуют в боях в районе Алеппо, то можно сказать, что речь идет о мировой войне в небольшом масштабе», — сказал недавно один из экспертов, причастных к посредничеству между сторонами, ведущими кровопролитные бои за второй по величине город Сирии.
Это определение, прозвучавшее в интервью газете The Washington Post, было одновременно страшным и точным, верно подытожившим пять лет с начала бунта против режима Башара Асада. В марте пойдет шестой год с начала бунта, быстро превратившегося в гражданскую войну, ставшую бойней, которая причинила тяжелые страдания и голод, а также вынудила миллионы людей бежать из своих домов. Масштаб трагедии кажется беспрецедентным со времен Второй мировой войны.
По словам дипломатических источников в Нью-Йорке, называть ситуацию в Алеппо катастрофой — преуменьшение. Согласно их данным, город полностью разрушен, и каждый район удерживают разные группировки, воюющие между собой. В части под контролем повстанцев живут около 300 тысяч человек. Вдвое большее людей живет в западных районах под контролем правительственных войск. Все районы интенсивно обстреливают, а в городе не хватает воды.
«Со времен союзнических бомбардировок городов нацистской Германии не было столь масштабных разрушений таких больших городов, как в Алеппо», — сказал дипломатический источник после просмотра видео, снятого в Алеппо.
Возникает вопрос, почему именно Алеппо стал ареной ожесточенных столкновений в Сирии. По мнению западных источников, причина в том, что Асад смирился с невозможностью восстановить свою власть над всей страной. Поэтому он воспользовался советом и поддержкой своих российских и иранских союзников и сосредоточил усилия на захвате и удержании крупных городов — Дамаска, Хомса и Алеппо.
Обсуждая реформу устава ООН, генсек организации Пан Ги Мун назвал 2015 год одним из самых тяжелых, бурных и диких лет в истории. В качестве доказательства своего мнения он привел гражданские войны в Сирии и в Йемене.
«И это все, что генеральный секретарь ООН может сказать о Сирии?» — спросил один из дипломатов во время беседы в буфете. Статус Совета безопасности ООН, как престижной структуры, сильно пострадал в последние годы.
Авторитет СБ ООН как единственной структуры, уполномоченной применять силу для выполнения решений, был подорван откровенным пренебрежением со стороны таких стран, как КНДР, Иран, Судан и Нигерия. Вызывающе игнорирование Россией, постоянного члена СБ ООН, решения о том, что аннексия Крымского полуострова стала грубым нарушением норм международного права, только ускорила упадок этого института.
Не стоит возлагать надежд на «сотрудничество» между США и Россией. Заявление премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что российско-американские отношения оказались на уровне Холодной войны и заявление Асада о том, что перемирие не означает запрета на применение оружия, не позволяют рассчитывать на сотрудничество держав или на дипломатию как инструмент прекращения войны, и уж точно не в Сирии.