Над Потемкинской лестницей в Одессе возвышается бронзовая статуя самого знаменитого главы города — француза герцога Ришелье. За те десять лет в начале XIX века, что Ришелье руководил Одессой, город превратился в крупнейший черноморский порт Российской империи.
Михаил Саакашвили, бывший президент Грузии и нынешний губернатор Одесской области, жаждет столь же грандиозных достижений. Пока успехи невелики, но одесский проект уже обеспечил Саакашвили статус одного из главных украинских политиков.
Между тем в стране — затяжной политический кризис. Шестнадцатого февраля президент Петр Порошенко попросил премьера Арсения Яценюка, чей рейтинг упал практически до нуля, уйти в отставку, но голосование о вотуме недоверия в Раде провалилось. Порошенко хочет избежать новых выборов — стране сейчас не до этого.
Двое чиновников-реформаторов, министр экономики Айварас Абромавичус и замгенпрокурора Виталий Касько, подали в отставку, объяснив это тем, что их попыткам что-то изменить постоянно мешают. МВФ притормозил процесс выдачи Украине нового кредита.
На этом фоне Саакашвили все чаще называют наиболее вероятным кандидатом на смену Яценюку. Он публично критиковал нынешнего премьера. Он объявил коррупцию главной проблемой Украины и изобличает коррумпированных чиновников. По украинскому законодательству Саакашвили не может претендовать на выборный пост, но может возглавить правительство. Но многие, в том числе в американском руководстве, считают его слишком непредсказуемым и импульсивным человеком для такого поста.
Однако прежде чем рассуждать о том, способен ли Саакашвили проводить реформы на национальном уровне, стоит ответить на вопрос, а много ли из обещанного он успел сделать за время своего губернаторства в Одессе. Ответ тут неочевиден. Когда Саакашвили назначили губернатором, «это был праздник для всех», рассказал мне одесский бизнесмен и писатель Евгений Деменок. Одесситы надеялись, что этот человек, с репутацией реформатора и борца с коррупцией, сможет избавить город от организованной преступности и неэффективности. Но после ряда ошибок, говорит Деменок, «90% жителей в нем разочаровались».
Саакашвили был президентом Грузии девять бурных лет — с 2004 по 2013 год. В Грузии помнят и его блестящие ораторские навыки, и смелую борьбу с коррупцией и оргпреступностью, и строительство новой инфраструктуры. Но помнят и то, что он постоянно ввязывался в конфликты, обходил правила, не доводил проекты до конца, не прислушивался к советам, а своих критиков клеймил как «российских агентов».
Одесситы то
Но прошел почти год, и пока что главное достижение нового одесского губернатора — это Центр государственных услуг, повторяющий модель Дома юстиции. Что касается трассы в Румынию, то ничего так и не сделано.
Саакашвили пригласил к себе в заместители бизнесмена Сашу Боровика, получившего образование в Гарварде; тот должен был привлечь инвестиции на строительство шоссе. Боровик также баллотировался в мэры Одессы в октябре 2015 года и проиграл (это было большим ударом для Саакашвили).
Боровик рассказал мне, что новые городские власти и недоброжелатели в Киеве не дают запустить инвестиционные проекты. Он также утверждает, что в январе 2016 года область наконец-то стала получать прибыль от таможенного терминала и вложит половину поступлений в строительство дороги.
Самая спорная ситуация сложилась вокруг аэропорта. Аэропорт в Одессе ужасный: посадочная полоса вся в рытвинах, главное здание напоминает автобусную станцию, а не международный терминал. В 2011 году городская администрация передала аэропорт в собственность некой новой компании Odessa Airport Development Limited, офшорными собственниками которой стоят два, как утверждается, близких к Януковичу местных предпринимателя: Борис Кауфман и Александр Грановский. Они получили 75% акций аэропорта бесплатно, под обещания привлечь инвестиции в строительство нового терминала и посадочной полосы. Поверх этого правительство Януковича в 2012 году выделило им дополнительные средства на эти цели, но ничего так и не было построено.
После Майдана одесские активисты потребовали отменить сделку, вернуть аэропорт городу и объявить новый тендер. Начались судебные процессы, но после того, как Саакашвили провел переговоры с Кауфманом, суд прекратил рассмотрение иска. Теперь губернатор говорит, что Кауфман и Грановский согласились закончить строительство в 2016 году. Аэропорт нужен уже в следующем году, заявил тогда Саакашвили.
Боровик объясняет, что им пришлось выбирать: или завершать имеющийся проект, или начать все сначала. «Мы напугали их, мы заставили их отремонтировать аэропорт. Но мы не могли забрать его у них», — рассказал он мне.
В общем, желание быстро получить результат взяло верх над обязательствами навести порядок. Но если вы хотите привлечь иностранных инвесторов, сформировать благоприятный инвестиционный климат, не правильнее ли было бы отменить эту схему и продемонстрировать, что теперь вы ведете дела по-новому?
Еще больше изумления у местных жителей вызвало то, что Саакашвили арендовал здание для Центра государственных услуг у тех же самых Грановского и Кауфмана, а распиаренный антикоррупционный форум провел в принадлежащей им гостинице «Бристоль».
В отличие от подавляющей части местной элиты новый губернатор Одессы явно стремится к славе, а не к личному обогащению. Но вряд ли одесситов устроит, если их город станет всего лишь еще одним эпизодом бурной политической карьеры Саакашвили, а на практике ничего, кроме запуска нескольких громких проектов, не изменится.