Военные беспилотники у всех на слуху. Особенно если речь идет об ударных дронах, которые уничтожают цели с воздуха ракетами. Подводные дроны же пока не пользуются такой популярностью у СМИ, но все может измениться в ближайшие годы. Как относительно недавно беспилотники совершили революцию в небе, так они смогут повторить это и под водой. Рынок подводных дронов оценивался в 1,2 миллиарда долларов в 2014 году, а к 2019-му он может достичь 4,8 миллиардов. Сегодня в мире насчитывается уже более 250 видов подводных беспилотников.
В феврале этого года Пентагон объявил о том, что планирует инвестировать 600 миллионов долларов в разработку подводных беспилотных систем. В 2016 году, согласно данным министерства обороны США, на подводные дроны будет потрачено 230 миллионов долларов. До этого военные руководствовались стратегиями, разработанными еще в 2000-м году, но сейчас американские адмиралы уже говорят о том, что США необходимо доминировать под водой мирового океана и что есть четкое понимание, что один подводный беспилотник с новыми технологиями сегодня способен выполнять задачи, которые ранее требовали участия традиционных подводных лодок. Речь заходит даже о том, чтобы создать в мировом океане сеть подводных хайвеев, наподобие Национальной системы хайвеев имени Эйзенхауэра, которая бы обеспечивала ведущую роль США как морской державы в долгосрочной перспективе.
К 2020 году США планируют создать первую группировку подводных дронов. Сегодня у американцев есть модели разведывательных подводных беспилотников, которые замаскированы под рыб, например, это дрон Ghostswimmer. Ряд моделей уже в состоянии находиться в автономном плавании в течение 30 дней, а в планах подводные беспилотники должны работать под водой годами. В DARPA есть и совсем фантастические программы. Одна из них подразумевает создание под водой специальных статичных хранилищ «спящих» подводных дронов, которые могут быть активированы через годы. Другая — это создание подводного аналога авианосца, который нес бы под водой целый набор дронов, чтобы задействовать их в любой точке мирового океана.
Пока подводные беспилотники разрабатываются для разведывательных целей и в первую очередь для обнаружения подводных лодок и морских мин. В теории дроны должны стать многочисленными, дешевыми, автономными на длительное время, управляться искусственным интеллектом. Все это может свести на нет преимущества классических подводных лодок с ядерным оружием, так как от подводных дронов им будет не скрыться. В Великобритании уже задаются вопросом, насколько использование подводных лодок и траты на них огромных ресурсов являются адекватными мерами в современном мире.
Помимо подводных дронов ведутся разработки и беспилотных кораблей. В апреле этого года в море выйдет на восемнадцатимесячные тестовые учения беспилотный корабль «Морской охотник», созданный DARPA. Корабль длиной в 40 метров должен в теории месяцами (до 90 дней) в автономном режиме бороздить просторы мирового океана, удаляясь от места базирования на три тысячи километров, вести разведку, определять и отслеживать перемещения кораблей и подводных лодок вероятного противника, наводить на них авиацию.
Развитие морских беспилотных систем вызывает беспокойство у ООН. Отмечается, что так как под водой связь с беспилотниками является одной из главных проблем, то подводные системы становятся все более и более автономными, и недалек тот день, когда они будут выполнять не только разведывательные или логистические функции, но и применять оружие. Именно в море, по мнению докладчиков ООН, можно ожидать первое появление автономных «роботов-убийц», так как операции под водой не привлекают столько внимания, как удары с воздуха.
Подводные беспилотные системы разрабатывают не только США. В 2015 году корпорация RAND опубликовала отчет, посвященный разработкам дронов в Китае. В отчете указывалось, что как минимум 15 команд в китайских университетах по заказу военных ведут работы по созданию подводных дронов.
Много шума в мире наделали в январе и заявления Главнокомандующего ВМФ России вице-адмирала Александра Федотенкова, когда он сказал, что «в 2016 году будут продолжены работы по созданию безэкипажных катеров, способных базироваться как на кораблях, так и на берегу». И хотя речь шла о надводных беспилотниках, американцы предположили, что русские наверняка разрабатывают и подводные автономные системы. А в сентябре прошлого года Washington Times со ссылкой на анонимные источники в Пентагоне сообщила, что в России в рамках проекта «Каньон» создается автономная ударная подводная лодка, вооруженная ядерной боеголовкой «мощностью до десятков мегатонн». Бывший аналитик ЦРУ Джек Каравелли, комментируя новость, заявил, что проект «Каньон» является выражением агрессивной антизападной политики России и что такая беспилотная подлодка представляет угрозу для береговых объектов и городов США и Европы.