На заседании правительства в это воскресенье премьер-министр Биньямин Нетаньяху приветствовал заключение перемирия в Сирии, но при этом сделал замечание, прозвучавшее угрожающе. Он сказал, что нельзя допустить, чтобы будущее сирийское урегулирование позволило Ирану и «Хезболле» продолжать угрожать безопасности Израиля.
Это заявление преждевременно, как преждевременно и обсуждение возможного урегулирования сирийского конфликта. Можно было просто ограничиться приветствием перемирия, и тогда Израиль оказался бы в числе большинства стран мира, которые надеятся, что соглашение о прекращении огня продержится.
На второй день перемирия сложилось впечатление, что на большей части территории Сирии соглашение соблюдается, за исключением мелких нарушений. Но большинство, включая израильскую разведку, считает, что скоро оно рухнет. Мало кто верит в прочность режима прекращения огня.
Есть факторы, стабилизирующие перемирие, но есть и другие, корорые подрывает его. К стабилизирующим факторам относится российско-американское сотрудничество, при поддержке Совета безопасности ООН. США хотят доказать правоту мировоззрения Барака Обамы, уверенного, что дипломатия в состоянии урегулировать кровопролитные конфликты вроде сирийского. А России нужен перерыв после интенсивных боев. К тому же, США фактически приняли позицию России о сохранении власти президента Башара Асада, по меньшей мере, до завершения подлинного политического процесса по урегулированию конфликта.
К дестабилизирующим факторам, угрожающим перемирию, следует отнести многочисленность вооруженных группировок, у каждой из которых есть свой патрон. Вдобавок США и Россия не сходятся во мнении относительно того, кого считать террористами и продолжать атаковать вопреки интересам стран, поддерживающих враждующие группировки.
Россия и США постарались создать условия, облегчающие оддержание перемирия. Сформирована российско-американская рабочая группа, уже собиравшаяся в Женеве, чтобы следить за режимом прекращения огня. Созданы также контрольные центры в Вашингтоне, Москве, сирийской Латакии, Аммане и Женеве, чтобы предупреждать о случаях нарушения перемирия.
Несомненно, режим прекращения огня очень хрупок, но, пока сохраняется американо-российское сотрудничество, он может продержаться. В случае успеха перемирие изменит обстановку. Новая обстановка позволить доставить гуманитарную помощь нуждающимся, облегчит положение мирного населения, страдающего от длительных бомбардировок и обстрелов, а также создаст условия для возобновления мирных переговоров о сирийском урегулировании в начале марта.
На данный момент кажется, что все согласившиеся на перемирие, не поддержанное только ДАИШ и «Джабхат ан-Нусра», заинтересованы в соблюдении режима прекращения огня, каждый по своим мотивам.
Помимо США и России, правительственные войска, добившиеся успехов в последнее время, должны привести в порядок линии обороны перед новым наступлением на позиции ДАИШ и «Джабхат ан-Нусра». Ослабленные повстанцы могут улучшить свое положение, восстановить запасы оружия и боеприпасов и укрепить позиции перед мирными переговорами. А Турция сможет притормозить продвижение курдов в приграничном районе.
Но мы живем на Ближнем Востоке, где нет никакой логики. Да, сейчас все свидетельствует в пользу сохранения перемирия. Но не стоит удивляться, если один или несколько игроков, захотят нарушить соглашение — каждый по своим причинам. В случае грубого нарушения США и Россия должны будут оказать сильное давление, чтобы дать всем понять — будет так, как того требует американо-российское сотрудничество.