Россия и Турция соперничают в Болгарии за контроль над малоизвестной, но влиятельной политической партией этнических турок. Когда-то Болгария была самой близкой союзницей Советского Союза из числа зарубежных стран, да и теперь она периодически отвергает обвинения в том, что стала в НАТО российским «троянским конем».
Эта опосредованная борьба между Россией и Турцией грозит расширением конфликта и дальнейшей дестабилизацией южных границ Европейского Союза.
В начале недели Болгария выдворила турецкого дипломата за вмешательство в свои внутренние дела, а Турция в ответ выслала болгарского дипломата, работавшего в Стамбуле. После нескольких дней молчания официальных органов власти и активных спекуляций в СМИ пресс-секретарь болгарского министерства иностранных дел в среду подтвердила The Globe and Mail факт взаимной высылки. (Ни она, ни ее турецкие коллеги из министерства иностранных дел в Анкаре не захотели давать комментарии по поводу этой ссоры.) А в прошлую пятницу болгарский парламент учредил специальную комиссию для расследования предполагаемого вмешательства русских и турок во внутреннюю политику Болгарии.
В основе всего этого лежит громкий скандал, в котором, по словам экспертов, тесно переплелись политическая коррупция и внутренние интриги. Однако эта страна с 7-миллионным населением, к югу от которой расположилась Турция, а к востоку на противоположном берегу Черного моря Россия, может стать новым полем битвы в стремительно расширяющемся конфликте между двумя региональными тяжеловесами.
То, что начиналось как несущественное разногласие между Москвой и Анкарой из-за Сирии, в ноябре прошлого года переросло в мощную конфронтацию, когда Турция сбила российский самолет Су-24, заявив, что он нарушил ее воздушное пространство. С тех пор данное противостояние способствует росту напряженности между Арменией и Азербайджаном, на Кипре, в отдельных частях Центральной Азии, а теперь и на Балканах.
Как считают аналитики, отчасти в этом виноват турецкий экспансионизм.
«Эти события обнажили более масштабную картину систематических попыток турецкого государства усилить влияние на турецкие и мусульманские меньшинства в Болгарии, и особенно на религиозные общины мусульман», — сказал профессор Огнян Минчев (Ognyan Minchev), преподающий политологию в Софийском университете и работающий исполнительным директором Института региональных и международных исследований.
Профессор Минчев отметил, что решение о выдворении турецкого дипломата, работавшего в юго-восточном городе Бургасе, было «мягкой» реакцией Болгарии и своеобразной формой предотвращения кризиса, ведь лучший вариант для Софии — это сохранение нейтралитета в ссоре между ее соседями.
Болгария, находящаяся на внешнем периметре границы ЕС с Россией и Турцией и оказавшаяся прямо в центре популярного маршрута беженцев, прибывающих в Европу, может очень быстро втянуться в кризис, который ей будет чрезвычайно трудно контролировать.
Болгария не только гораздо меньше своих сильных соседей. Там до сих пор не затянулись раны после этнического конфликта с религиозным подтекстом, произошедшего в конце 1980-х, когда сотни тысяч турок, составляющих в Болгарии этническое меньшинство, были жестоко изгнаны из страны. (В целом турки составляют примерно 8% от общей численности населения, хотя в преимущественно христианской Болгарии есть и другие немногочисленные мусульманские меньшинства, которые также оказались в центре кризиса.)
Дипломатическая ссора с Турцией стала очередной главой драмы с участием «Движения за права и свободы» (ДПС), которое с 1990 года дает важные голоса на выборах, помогая либо формировать, либо распускать многочисленные правительства. Эта партия также утверждает, что играет ключевую роль в поддержании этнического и религиозного мира в Болгарии.
Добавьте в эту смесь всепроникающую коррупцию, которая, по данным Еврокомиссии, стала острой головной болью для правительства страны, и вы получите по-настоящему катастрофическую ситуацию, которая у многих в Болгарии вызывает воспоминания о временах холодной войны.
Первые залпы прозвучали в конце декабря и напомнили сталинский путч в миниатюре. Лидер ДПС Лютви Местан (Lyutvi Mestan), которого партийные бонзы на шикарном новогоднем банкете назвали иностранным агентом, а позже изгнали, побежал за защитой в турецкое посольство. Болгарский премьер-министр Бойко Борисов позднее пожаловался на телевидении, что турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Ахмет Давутоглу настойчиво звонили ему в час ночи, безуспешно добиваясь его вмешательства.
После этого Местан попытался вернуться на политическую арену, создав альтернативную партию в защиту меньшинств, чтобы бросить вызов ДПС, и его в этом деле поддержало правительство Турции. Его заклятому врагу Ахмеду Догану (Ahmed Dogan), основавшему ДПС, до недавнего времени возглавлявшему его, а на Новый Год организовавшему путч по смещению Местана, запретили въезд в Турцию.
Аналитики говорят, что за этим конфликтом между Доганом и Местаном стоят малозаметные, но влиятельные деловые круги, являющиеся отличительной чертой российской стратегии гибридной войны. С недавнего времени они также стали инструментом в руках турецкого правительства.
«Несмотря на турецкую базу поддержки, ДПС тесно связано с пророссийскими деловыми кругами, — сообщила по электронной почте эксперт по Болгарии из лондонской аналитической фирмы IHS Лора Чакарова (Lora Chakarova). — Изгнание Местана стало восстановлением вертикали власти в партии и тайных связей с пророссийскими деловыми и политическими кругами в противовес протурецким силам, которые в последние годы заметно активизировались».
Многие считают, что ДПС контролирует значительную часть экономики Болгарии, включая обширную империю СМИ. В последние годы эта партия то и дело оказывается в центре громких скандалов. (Особой прозрачностью партия «Движение за права и свободы» не отличается, и ее представители, как и пресс-служба болгарского правительства, отклонили просьбу дать свои комментарии для данной статьи.)
В 2013 году скандальный бизнесмен и депутат парламента от ДПС Делян Пеевский (Delyan Peevski), будучи всевластным главой Государственного агентства национальной безопасности, вызвал мощную волну протестов, которые почти ежедневно проходили перед зданием парламента и длились полгода, несмотря на его молниеносную отставку.
Посреди всего этого премьер-министр Борисов, являющийся лидером правоцентристской партии ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии), недавно попытался осуществить эффективную правовую реформу, как того требовал Брюссель, и даже сохранить единство своей правящей коалиции.
Проблемы Борисова усугубились из-за мощного иностранного влияния, которое, по словам экспертов, не ограничивается российским и турецким вмешательством.
«Меня больше тревожит то, что до настоящего времени Болгария развивалась под руководством и давлением со стороны устойчивых европейских институтов и стабильной НАТО», — сказал старший эксперт по политическим вопросам Даниэл Смилов (Daniel Smilov) из известного софийского мозгового треста Центр либеральных стратегий.
Он предостерег о том, что из-за роста напряженности внутри ЕС Болгария может сойти с курса остро необходимых реформ и ослабить сильные проевропейские настроения в стране.
«Главное следствие кризиса беженцев заключается в том, что он ослабил [канцлера Германии Ангелу] Меркель, являющуюся главной сторонницей ЕС и естественным лидером Евросоюза в эти трудные времена», — добавил доктор Смилов.
«Пожалуй, она сумеет преодолеть и этот кризис… но сейчас ситуация — весьма драматическая».
Но кто-то видит и положительные моменты в возможном сближении страны с Россией. Эти люди отмечают, что такое сближение поможет Болгарии реализовать свои надежды и стать региональным энергетическим центром. Кроме того, многие болгары тепло относятся к России, отдавая ей дань уважения за освобождение своей страны от Османской империи в 1876 году.
«Та осторожность, которую проявляет правительство в урегулировании дипломатического кризиса с Турцией, не делая никаких заявлений, говорит мне о том, что оно пытается сдружиться с Россией, не очень сильно расстраивая при этом Анкару», — сказал политолог Веселин Авраамов (Veselin Avraamov), поддерживающий связи с небольшой партией левого толка, которая симпатизирует России.
«Я надеюсь уже в этом году увидеть выгоды для Болгарии от такого подхода. Например, это может быть наплыв на болгарские черноморские курорты российских туристов, которые бойкотируют Турцию», — добавил Авраамов.
«В более долгосрочной перспективе изгнание Местана, выступавшего против газопровода „Южный поток“, может проложить путь к возобновлению данного проекта в той или иной форме, а также к началу других крупных энергетических проектов в сотрудничестве с Россией».