Внутри Североатлантического альянса в последнее время раздается целый хор голосов, предупреждающих, что НАТО не способна защитить восточные границы Европы от все более агрессивной России.
В выходящем в пятницу докладе Атлантического совета шесть экспертов по оборонным вопросам — среди которых бывший генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer), бывший заместитель главнокомандующего силами НАТО в Европе сэр Ричард Ширрефф (Richard Shirreff) и бывший министр обороны Италии и председатель Военного комитета НАТО Джампаоло ди Паола (Giampaolo di Paola) — предупреждают о плачевном «отсутствии прогресса» планов по укреплению альянса после вторжения на Украину, которое Москва предприняла в 2013 году.
Это третье предостережение, которое НАТО получила от западного оборонного истеблишмента за последний месяц.
В докладе Атлантического совета говорится, что вооруженные силы многих из ключевых членов альянса по-прежнему «катастрофически ослаблены» и страдают от «хронического недофинансирования». Скажем, германский Бундесвер реально может использовать лишь 10 из 31 вертолета Tiger и лишь 280 из 406 БМП Marder. Прочие члены альянса при этом просто недостаточно делают для переориентации обороны на восток.
Для Британии «переброска в разумные сроки даже не дивизии, а всего лишь бригады будет серьезной проблемой», утверждает сэр Ричард, ранее занимавший пост начальника штаба британских сухопутных войск.
По словам сэра Ричарда, в прошлом году для очередных плановых учений НАТО в Европе, потребовалось возвращать с запада Канады танки, направленные туда для обучения танкистов, «так как в Британии сложилась отчаянная ситуация с запчастями и техническим состоянием».
Другие технические оценки соотношения сил между НАТО и Москвой выглядят еще более суровыми.
Опубликованный в конце января доклад корпорации RAND, которая проанализировала совместно с Пентагоном несколько десятков сценариев войны, сообщает, что российские силы способны одержать верх над НАТО в Прибалтике и захватить Таллинн и Ригу максимум за 60 часов, нанеся «катастрофическое поражение» обороняющимся войскам альянса.
8 февраля Европейская сеть лидеров также опубликовала доклад, в котором предупреждала о риске неосознанного приближения к конфликту с Россией. Россия вряд ли «прекратит перевооружение в непосредственной близости от границ НАТО», говорилось в нем. Это означает, что альянсу следует «постоянно» держать контингенты солдат из США и ведущих западных стран в приграничных странах, чтобы удерживать обладающую серьезным превосходством в неядерных силах Москву от рискованных шагов.
«Неубедительные оборонные меры не впечатлят Путина, — отмечает Франсуа Эйсбур (François Heisbourg), бывший советник французского правительства по оборонным вопросам, возглавляющий сейчас Международный институт стратегических исследований. — Путин принимает символические шаги всерьез, только если они обладают собственным весом». Нынешние планы НАТО, по словам г-на Эйсбура, не обладают должной серьезностью.
Например, хотя НАТО сильно увеличила масштаб и количество учений, он все равно не идет в сравнение с размахом «внезапных» и плановых учений России, ставших в последние годы обыденным явлением. В основной части прошлогодних учений НАТО Noble Jump — самых крупных военных игр альянса за много лет — участвовали пять тысяч человек (еще 10 тысяч солдат были задействованы во вспомогательных учениях в других местах) и около 300 танков. Российские сентябрьские учения «Центр-2015» прошли при участии 95 тысяч солдат и семи тысяч танков и орудий.
Неопределенность позиции НАТО увеличивает вероятность стратегической ошибки в расчетах со стороны России, отмечает г-н Эйсбур. «Необходимо на постоянной основе разместить там больше солдат и техники, чем сейчас планируется… Нам нужны силы прикрытия, аналогичные тем, которые размещались в Западной Германии во время холодной войны».
Масштаб мер, которые альянс собирается принять в этом году, пока неизвестен.
По итогам состоявшейся в этом месяце встречи министров обороны НАТО решила «расширить присутствие на передовых рубежах» для своих стран-членов, заявила официальный представитель альянса Оана Лунгеску (Oana Lungescu). «Речь идет о сменяемых международных контингентах и о программе учений. Проект предполагает создание необходимой инфраструктуры для поддержки заблаговременного размещения сил и переброски подкреплений».
В ближайшие недели аналитики НАТО сформулируют свои рекомендации по вопросу о конкретных размерах этого присутствия, добавила г-жа Лунгеску.
Многие члены альянса уже пообещали выделить для этой цели значительные количества солдат и ресурсов, утверждает она. «Мы следим за тем, чтобы наш потенциал обороны и сдерживания был гибким и соразмерным. Это даст нам возможность реагировать на весь спектр угроз с любого направления».