Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Росстат только что опубликовал последние данные о естественном движении населения на январь 2016 года. В абсолютных цифрах показатели выглядят неоднозначно: снизились и рождаемость, и смертность. Это делает движение населения в целом относительно стабильным. Однако в относительном выражении четко видна тревожная тенденция последних лет.

Росстат только что опубликовал последние данные о естественном движении населения (т. е. о количестве рождений минус количество смертей) на январь 2016 года. В абсолютных цифрах показатели выглядят неоднозначно: снизились и рождаемость, и смертность. Это делает движение населения в целом относительно стабильным. В январе 2015 года естественное сокращение составило 25 тысяч человек, а в январе 2016 года — примерно 27 тысяч человек. Таким образом, о резком демографическом спаде говорить нельзя. С учетом размеров российского населения, подобные перемены вполне вписываются в статистическую погрешность, что означает фактическое отсутствие перемен.

Однако в относительном выражении четко видна тревожная тенденция последних лет: у россиян рождается все меньше детей. Ничего загадочного в этом нет, ничего неожиданного — тоже. Этого вполне следовало бы ожидать от страны, реальные доходы жителей которой упали почти на 10% при высокой инфляции и сравнительно небольшом — но все равно болезненном — росте безработицы. Коэффициент рождаемости с поправкой на численность населения несколько лет оставался на одном уровне, затем несколько снизился в 2015 году и заметно упал в начале 2016 года.


Можно ли, исходя из этого, сказать, что демографическая траектория России стремительно снижается?

Может быть! Делать демографические прогнозы очень сложно, потому что ключевой элемент любой демографической модели — это еще не принятые решения обзавестись детьми. В основе всех этих «прогнозов на 2050 год» лежат предположения о том, сколько детей родится в 2020-х, 2030-х и 2040-х годах. Разумеется, никакой определенности в таких делах быть не может.

Одно можно утверждать со всей уверенностью: «общий» коэффициент рождаемости не учитывает некоторые из ключевых факторов, влияющих на плодовитость — в частности, возрастную структуру населения. Российское население стареет. Это неизбежное следствие «демографической ямы» 1990-х годов, когда рождаемость рухнула до рекордно низкого уровня. Доля старшей возрастной группы будет расти относительно младшей возрастной группы независимо от политики правительства. Воздействие подобных перемен в возрастной структуре на рождаемость очевидно: можно ожидать, что фертильность населения, среди которого преобладают женщины в возрасте от 20 до 40 лет, будет значительно отличаться от фертильности населения, среди которого преобладают женщины 40-50 лет.

Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) — это статистический показатель, позволяющий делать поправку на возрастной фактор. Он измеряет количество детей, рождающихся у «средней» женщины за всю жизнь. Если судить по нему, то российская рождаемость в принципе не снизилась — напротив, продолжает расти невысокими темпами. Текущий СКР по России составляет 1,78. Хотя это и ниже границы замещения, но, по европейским стандартам, относительно неплохо.

Безусловно, СКР — несовершенный критерий, но он определенно говорит о большем, чем общий коэффициент рождаемости, не учитывающий перемены в возрастном составе населения. Соответственно, хотя Россия однозначно стареет, о значимом снижении ее общей демографической траектории речь (по крайней мере, в настоящее время) не идет. Это может измениться — причем очень быстро — однако пока у нас нет оснований утверждать, что последние экономические треволнения всерьез повлияли на образование семей.

Обсуждение
Комментариев: 29
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
n
nPoBogHuk
2 марта 2016, 15:25
Американцы, Вы бы о себе подумали, у Вас только от спида и сердечной недостаточности умирает в год пол миллиона человек, а рождаемость перекрывают только негры и арабы. Та же ситуация в Европе, скоро ислам принимать будете под дулами автоматов.
Н
Наставник Ъ
2 марта 2016, 15:25
Где-то читал, в семидесятых, в одном п.г.т. в Сибири, на неделю отключили зомбоящик, и каково же было удивление, когда через девять месяцев родилось в разы больше младенцев. Может сейчас так-же поступить, выключить ящик, тырнет, и не продавать алкоголь?
2 марта 2016, 15:29
Предательь, идея - супер! Одни плюсы, с любой точки зрения:) От человеческих отношений и демографии - до отрезвления, то постановки мозгов на место:)
Н
Наставник Ъ
2 марта 2016, 15:37
Привет Катюша, идея то супер, если бы ещё государство поддержало, на должном уровне, семьи после рождения. Но увы, не в этом время, и не в этой стране.
2 марта 2016, 15:43
Предательь, добрый день! Абсолютно согласна. Очень многое нужно сделать. Намного больше, чем делается сейчас. Те же детские пособия, например, должны быть на таком уровне, чтобы можно было обеспечить ребенка.
Анфисонька
2 марта 2016, 18:35
Враг коррупционеров, Таким, как вам, размножаться вообще запрещается на генетическим уровне.
иб
иван бровкин
3 марта 2016, 00:37
Враг коррупционеров, "Те же детские пособия, например, должны быть на таком уровне, чтобы можно было обеспечить ребенка". Маладца! А папаша и мамаша дурку валяют и комменты, разоблачительные пишут про плохое государство, которое не хочет содержать их детей. Но что-то говорит, что тебя это не касается. На детей задора не хватит.
Nafaniy
3 марта 2016, 00:38
Враг коррупционеров, Катюша, день добрый, к чему пустое сотрясание? Запроданца – в подмышку и кыш из интернета (размножаться). Ничто так не вдохновляет, как личный пример. :)
t
trezviy
2 марта 2016, 15:35
Предательь, алкоголь продавать, взамен зомбоящика давать 2-х комнатную квартиру, тырнет только CNN.
V
Vo1000RRonin
2 марта 2016, 15:42
Предательь, в семидесятых в пгт было так много телевизоров??? Ну ну! А вообще, этой БАЙКЕ сто лет в обед... как ее только не склоняли и не пересказывали. А вы и верите.
С
СВВ
2 марта 2016, 16:00
Vo1000RRonin, Данный факт отмечен во время энергетического блокаута в сев.Америке в начале двухтысячных.А касательно условий и пособий, история показывает, что чем лучше условия, тем меньше рождаемость(посмотрите на Европу), так похоже природой заложено.
к
крун
2 марта 2016, 16:04
Vo1000RRonin, а Вы кому поверили, что в 70-х в семьях в живущих в п.г.т. было мало телевизоров?
A
Agentish
2 марта 2016, 16:40
Предательь, вот если бы потом также легко появились бы для этих детей детсады и школы
АЕ
Андрей Е
2 марта 2016, 17:36
Предательь, А ещё можно презервативы прямо на заводе дырявить ;-)
юдебольшевик
2 марта 2016, 17:49
Предательь, а мне помнится, что в США, народ там башковитый и деловой, создавались фермы по разведению рабов. О производителях там заботились: здоровое питание, духовное просвещение (религия), отсутствие излишеств и посильный труд,от скуки, но ,почему-то не прижилось, рабы бунтовали-не благодарные.
2 марта 2016, 15:29
Если Марка уволят куда его поставим? Он любит российских детишек считать. Можно директором Роддома, а можно и в Росстат определить. Или в военкомат? Там уже всё ясно)
АЕ
Андрей Е
2 марта 2016, 17:37
mmihin, В детский сад его, нянечкой :-)
2 марта 2016, 18:10
Андрей Е, Не подойдёт. Считает то он хорошо, дотошно, но ме-дле-нно. Всё время сомневается и пересчитывает. Придётся тогда детишек на это время привязывать к мебели, но как же "демократия"? Бывшие сослуживцы Марка на него санкции наложат. И заголовки в Форбс: - "Марк Адоманис насильно считает детей" - "Подсчитанные дети подают на Марка в Гаагский Трибунал и требуют пересчета" - "Марк ошибся в подсчетах - ребёнка до сих пор ищут" Не-е, лучше в Росстат - там миллион сюда, миллион туда никто не заметит.
2 марта 2016, 15:45
Вот ссылка на Росстат: www.gks.ru/free_doc/2016/demo/edn01-16.htm "Общие итоги естественного движения населения Российской Федерации" В статье - просто факты, без пропаганды в ту или иную сторону. Этим и хорош Адоманис.
б
борис50
2 марта 2016, 15:57
кончается период деторождения у людей рожденных в период гоорбачевской антиалкогольной компании более многочисленное поколение чем предыдущее вступает в период деторождения совсем малочисленное поколение эпохи великих событий 90х годов когда молодые люди шли в бандиты а девушки в проститутки поэтому рожать будет некому и демография полетит вниз на долгие 10-12 лет
юдебольшевик
2 марта 2016, 17:56
борис50, да соглашусь,к сожалению, это очень возможный вариант и преодолеть негативную тенденцию будет ой как не просто.
б
борис50
2 марта 2016, 18:04
жидобольшевик, а как вы собираетесь преодолевать эту тенденцию ведь всегда для всего мира для женщин и мужчин иметь дело было благом люди всегда тратили на это огромные деньги и даже когда денег было мало рождение очередного ребенка считалась милостью божей а бездетность великим наказанием а сейчас люди не хотят иметь детей приводя всякие глупые причины типа мало денег и как вы собираетесь преодолевать это
2 марта 2016, 18:58
жидобольшевик, Какие проблемы могут быть у Мордора? Прибалты вон кривляются на границе - несколько часов и + пара миллионов к населению. Проблемы же дальних регионов будем решать либералами. Тут Заграница нам поможет - на грантах новые быстро на народятся. Одноразовых, т.е. геев тоже можно использовать - есть такие места и работы где потомство не приветствуется. Вообще в нашем Ноевом ковчеге "каждой твари по паре" найдется место ))
юдебольшевик
2 марта 2016, 22:40
борис50, а разве я сказал, что у проблемы есть простое решение. Для этого есть наука, пусть думают. Материнский капитал помогал повысить рождаемость, возможно расширение, бесплатной, жилплощади даст эффект, ну и воспитание будущих родителей, но это дело далёкой перспективы.
СЧ
Светлый Человек
2 марта 2016, 22:55
На самом деле, сейчас нас настигла яма начала девяностых. Если отключиться от цифр и посмотреть график рождаемости он идёт волнами с периодом 22-24 года.
A
Alexxandro
2 марта 2016, 23:38
а мои глаза каждый день на улице говорят мне о другом - когда я вижу МНОГГО родителей, у которых по два-три ребенка так что марк - не переживай за Россию, донт ворри!
T
Tall
2 марта 2016, 23:50
Однако в относительном выражении четко видна тревожная тенденция последних лет: у россиян рождается все меньше детей. Ничего загадочного в этом нет, ничего неожиданного — тоже. Этого вполне следовало бы ожидать от страны, реальные доходы жителей которой упали почти на 10% при высокой инфляции и сравнительно небольшом — но все равно болезненном — росте безработицы. Так. Отчего рождаемость в России падает, понятно. Может господин автор тогда уж объяснит, отчего же падает рождаемость в богатых, обеспеченных странах Запада? И отчего высока рождаемость в бедных и нищих азиатских и африканских странах?
f
fellow
3 марта 2016, 00:24
Судя по тому как часто нас переписывают на западе,они устали ждать когда мы сами освободим им территорию
s
sergej78dacuk
3 марта 2016, 04:59
да да...у меня у двух знакомых не знакомых друг с другом в январе по второму поцану родилось...
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем