Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ющенко: Будет ли третий Майдан? Я слышу запах горящих шин

© РИА Новости Михаил Маркив / Перейти в фотобанкВиктор Ющенко провел пресс-конференцию в рамках в Полтавской области
Виктор Ющенко провел пресс-конференцию в рамках в Полтавской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Третий президент Украины Виктор Ющенко рассказал, почему выступает не только за отставку Арсения Яценюка, но и за перевыборы в Верховную раду, почему именно Запад больше всего подвел Украину, почему политика «ни войны, ни мира» угрожает стране, а также объяснил, почему сам готов выйти на настоящий третий Майдан.

Третий президент Украины Виктор Ющенко в интервью «Гордон» рассказал, почему выступает не только за отставку Арсения Яценюка, но и за перевыборы в Верховную раду, почему именно Запад больше всего подвел Украину, почему политика «ни войны, ни мира» угрожает стране, а также объяснил, почему сам готов выйти на настоящий третий Майдан.

Ровно две недели назад в зале Верховной Рады произошло то, что, пожалуй, наиболее точно охарактеризовал губернатор Одесской области, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили — «олигархический переворот». 16 февраля 2016 года украинский парламент не смог отправить в отставку кабинет министров Арсения Яценюка. До минимально необходимых 226 голосов не хватило всего 32 «за», хотя за 15 минут до этого 247 народных избранников признали работу правительства неудовлетворительной. В итоге, согласно закону «О кабинете министров», парламент не сможет рассматривать вопрос об отставке кабмина до конца текущей сессии и начала новой. Иными словами, Яценюк останется в своем кресле минимум до осени.

Провал голосования привел к выходу из коалиции фракций «Батьківщина» и «Самопоміч», еще больше увеличив вероятность внеочередных парламентских выборов и до предела накалив противостояние между президентом, премьером и парламентом. В борьбе за политический вес среди избирателей в преддверии возможных выборов была опубликована стенограмма закрытого заседания Совета национальной безопасности в начале аннексии Крыма, а в центре Киеве собрались странные люди, захватившие отель «Казацкий», разбившие палатки и назвавшиеся «третьим Майданом».

Почему 16 февраля войдет в историю украинского парламентаризма именно как «олигархический переворот» или «закулисный сговор»? Потому что накануне в Администрации Президента едва ли не всю ночь шли переговоры, на Банковую трижды наведывался Яценюк. На заседании своей фракции президент дал понять, что ни на чем не настаивает. Нардепы Блока Петра Порошенко (БПП) собрали подписи за отставку Яценюка, за час до голосования глава государства выступил с открытым обращением, в котором недвусмысленно дал понять: Арсений Петрович, пора на выход. Но в момент непосредственного голосования в Раде произошло невероятное: зал заседаний вдруг покинули нардепы Оппозиционного блока, а часть представителей БПП, приближенные лично к президенту и еще утром подписавшиеся за отставку премьера, внезапно не дали своих голосов. Согласно расследованиям и многочисленным комментариям, подавляющее большинство не проголосовавших парламентариев так или иначе связаны с олигархами, которым не выгодна отставка Яценюка.

Многие сравнивают сегодняшние события с повторением кризиса 2005–2007 годов, когда разборки внутри «оранжевой» коалиции привели к реставрации старого режима и приходу к власти Януковича. Но тогда в стране не было войны, тысяч убитых и почти двух миллионов внутренних переселенцев, а значит, не было реальной угрозы распада государства. В интервью изданию «Гордон» третий президент Украины Виктор Ющенко рассказал, почему бы проголосовал за отставку кабмина, зачем стране постоянные перевыборы и почему нас больше всего подвел именно Запад, «оставив один на один с врагом».

— Если бы 16 феврали вы сидели в зале парламента как народный депутат, проголосовали бы за отставку Кабинета Министров?

— Да. И дело не в самом премьер-министре, а гораздо шире — в осмысленности, точнее, ее отсутствии, процессов, которые происходят в стране не один год. Попробуйте взглянуть с высоты и ответить на вопрос: какая самая острая и главная болезнь Украины?

— Коррупция и отсутствие стратегического государственного мышления власти.

— Это следствие, а не причина. Что происходит на востоке страны? Не просто война, она тоже следствие. На востоке Украины кризис идентичности, которым пользуется наш враг. И чтобы не отдать врагу самую слабую часть нашего национального звена, мы должны сформулировать главное — задачу национального единения. Я говорю о формировании именно политической украинской нации, в которую входят все граждане страны, вне зависимости от их этнической принадлежности. Слабое национальное единение и слабая внутренняя интеграция — вот корень нашего зла в самом широком смысле.

То, что произошло в Верховной раде 16 февраля, — одно из свидетельств этого зла. В зале собралось «хрещене і нехрещене», левые и правые, аферисты и авантюристы. На кону стоял вопрос, быть или нет этому правительству. И после всего, что произошло во время голосования, стало ясно: проблема даже не в кабмине, а в самой Раде. Если мы действительно парламентско-президентское государство, то формирование самой власти, ее экономического, финансового и политического курса определяется коалицией. Только коалицией, и больше, извините, никем! Но голосование 16 февраля подтвердило: нынешняя коалиция не в состоянии дать внятный ответ, должно  правительство Яценюка оставаться в кабинетах на Грушевского или уйти в отставку.

— Почему вы переносите всю вину на коалицию, а не на Администрацию Президента? Ведь именно под давлением Банковой часть нардепов внезапно не проголосовала за отставку Яценюка, хотя за 15 минут до того признала работу Кабмина неудовлетворительной.

— Я прочел много комментариев после голосования в Раде 16 февраля. Знаете, что меня немного взбесило? Все говорят: «Виноваты Ахметов, Коломойский, Фирташ, Левочкин и другие олигархи». Безусловно, виноваты. Но у меня вопрос: у нас есть четкая позиция политических сил, составляющих парламентское большинство? Если есть, тогда почему отставка или не отставка Кабмина стала кровным вопросом условного Ахметова, а не коалиции? Мне абсолютно все равно, как проголосовал Оппозиционный блок, это ситуативное, тактическое решение. Гораздо интереснее, почему в Блоке Петра Порошенко 39 нардепов не проголосовали за отставку правительства Яценюка.

— Потому часть парламентариев настолько подконтрольна президенту, что по первому его требованию меняет свое решение на противоположное.

— А я уверен, что первопричина обострившегося политического кризиса не в президенте или премьере, а именно в коалиции. Когда парламентское большинство сначала оценивает работу кабмина как неудовлетворительную, а после не выражает этому же Кабмину вотум недоверия — это болезнь коалиции. Поймите, коалиция — это суть государственного управления. Хлопцы, вы взяли на себя ответственность и в соответствии с мандатом сформировали правительство. А что сегодня выходит? Мы имеем якобы доблестную коалицию, которая всеми силами «боролась» за отставку премьера, и якобы недоблестный Кабмин. Извините, но первопричина болезни прежде всего в коалиции, которая за год своего существования так и не проартикулировала главные национальные задачи государства, не разработала для Украины стратегический план. Все остальное — производное. Годами в украинском парламенте сидели и сидят люди, которые являются полным нулем в политике, но прошли наверх благодаря огромным деньгам и щедро засеянным избирательным участкам

— То есть вы настаиваете, что проблема не в Яценюке и в его нежелании расставаться с креслом премьер-министра, а в непрекращающейся грызне внутри коалиции?

— Убежден: если бы парламент дал кабмину четкий план, а тот его не выполнил, такое правительство легко можно было отправить в отставку. Но не было плана! И в основе нынешней коалиции с самого начала не было ничего объединяющего, не было и нет общей идеологемы. Партии, которые составили парламентское большинство, мало что объединяет. Такая коалиция никогда не станет предводителем политической нации, не сможет реализовать интересы страны, не оправдает ожиданий. Вот суть сегодняшнего конфликта «Верховная рада — кабинет министров».

— Все равно не понимаю, почему основную часть вины вы переносите на коалицию, а не на Администрацию Порошенко и Кабмин Яценюка. В конце концов, министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус прямо заявил, что причина его ухода — политическая коррупция и смотрящие, приставленные к нему и президентом, и премьером.

— Вы произнесли ключевое слово — политическая коррупция. Сама по себе коррупция на всех уровнях не есть причиной болезни государства, она лишь следствие. Если мы хотим двигаться вперед, надо бить не по оглобле, а по коню. Бить не по мешку, а по ослу, который его везет.

— И кто в нашем случае осел?

— Политические квоты. Не важно, говорим ли мы о коррупции в медицине, образовании, или энергетике. Природа проблем в любом секторе именно в политической коррупции и квотном принципе власти. Возьмите Министерство здравоохранения: каким святым и профессиональным ни был бы министр, если к нему от трех фракций приставлены смотрящие, которые курируют потоки, о реформах речи быть не может. О каком развитии государства мы говорим, если власть формируется на коррупционной основе, а правительство по квотному принципу, плюс расставляются смотрящие и кассиры на все потоки?

Для меня ярчайшим примером политической коррупции стали выборы на 205-м округе в Чернигове. Два кандидата, у одного машина, набитая конвертами с деньгами, у другого — благотворительный фонд с бесплатной выдачей продовольственных пакетов в центре города. И ребята с этим идут на выборы! Более того, ни один прокурор не сказал: «Парни, вы нарушаете закон!», ни один судья не вынес решения немедленно снять таких кандидатов с избирательного процесса, ни один полицейский не взял и не отвел этих «героев» в органы дознания. (26 июля 2015 года прошли промежуточные выборы в Верховную раду по черниговскому округу №205. Борьба шла между представителем Порошенко Сергеем Березенко и соратником Игоря Коломойского Геннадием Корбаном. Первого обвиняли в использовании админресурса и денежном подкупе избирателей, второго — в раздаче гречки. В итоге победил Березенко. — прим. ред.)

Извините, но подобный избирательный процесс автоматически затребует коррумпированного судью, прокурора, сотрудника СБУ или Генпрокуратуры, которые будут обслуживать такую «политику». Повторяю: корень зла не вообще в коррупции, а именно в коррупции политической.

— И чтобы окончательно и бесповоротно вырвать этот корень необходимо?..

— …изменить существующую криминализированную систему выборов.

Годами в украинском парламенте сидели и сидят люди, которые являются полным нулем в политике, но прошли наверх благодаря огромным деньгам и щедро засеянным избирательным участкам. Вы легко увидите, как три-четыре основные партии проводят невероятно финансово емкую предвыборную кампанию, не соответствующую их избирательному бюджету. И никто не в состоянии это остановить.

— Но со следующего года начнет работать закон о бюджетном финансировании партий, преодолевших пятипроцентный барьер. По словам одного из авторов закона, нардепа Сергея Лещенко, финансирование политических партий будет обходиться каждому украинцу примерно в 80 копеек в месяц, зато существенно уменьшит зависимость фракций от финансирования олигархами.

— Но пока бюджетное финансирование партий не запущено, а значит, олигархические кланы продолжают обильно финансировать фракции и влиять на общественное мнение через свои СМИ. И мы не сможем провести по-настоящему честные выборы именно потому, что политическая коррупция заложена уже в первый шаг избирательного процесса.

— Виктор Андреевич, будем реалистами. Этот парламент никогда добровольно не проголосует за пропорциональную систему выборов без мажоритарной составляющей. Этот премьер-министр никогда добровольно не подаст в отставку. Эта власть никогда не уберет олигархов от государственных монополий. И что остается делать рядовому украинцу, который раздражен и измотан непрекращающимися договорняками наверху?

— Я бы рад апеллировать к оптимистическим прогнозам, но… Знаете, я родился в селе, во дворе отцовского дома стоял колодец, который чистили раз в семь лет. Чем больше черпали воды из этого колодца, тем чище он становился. Мне кажется, сейчас мы находимся в той фазе политического устройства, когда необходимо проводить больше рокировок и апеллировать к избирателю как к конечной инстанции. Чем чаще будем чистить политический колодец, тем скорее придем к более чистой политической среде. Иными словами: чем чаще на Украине будут выборы, тем достойнее будет ее политическая элита.

— Но Запад четко дал понять: внеочередные парламентские выборы приостановят транши Международного валютного фонда и страна минимум на полгода останется в подвешенном состоянии.

— Не стоит бояться выборов, они единственный реальный инструмент демократии, которая только устанавливается и набирает обороты в украинских реалиях. Выборы не заменить никакими договорняками. Нужно регулярно менять воду в политическом бассейне, чтобы научиться плавать. За последние 10-15 лет мы научились голосовать, теперь надо научиться выбирать.

— Что вы имеете в виду?

— Выбирать, изучая биографию и профессиональную карьеру кандидата. Выбирать, отличая риторику от демагогии, которые сегодня обильно льются со всех телеканалов. Выбирать и постоянно контролировать своего избранника. К сожалению, в политике нет заочной или вечерней формы обучения, приходится все проходить на практике. Именно потому надо идти путем перевыборов. Подобная регулярная чистка в конце концов приведет к формированию политической силы, которая займется ключевой целью страны — вопросом национального единения и целостности. Мне стыдно, что сегодня вместо стратегического выбора Украине не предлагается ничего, кроме близорукого популизма.

— Вы понимаете, почему Запад, особенно США, так поддерживают именно Яценюка в его противостоянии с президентом и парламентом?

— Мне кажется, больше всего Украину подвел именно Запад. Мы остались один на один с врагом, идем по пути заблуждений, которые никогда не приведут к урегулированию конфликта ни на востоке, ни в Крыму, ни с Россией.

— Что значит «подвел», если последние два года именно Запад помог Украине деньгами и ввел болезненные санкции против России?

— Какой сегодня самый актуальный геополитический вопрос? Потеря территориальной целостности и политического суверенитета страны и война в центре Европы. Все давно убедились: в войне в Нагорном Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии, Крыму, на Донбассе один и тот же агрессор — Россия. Везде и всюду только Россия. Война на Донбассе — это не внутренний конфликт между украинцами, а геополитическое столкновение. И урегулировать его можно только геополитическими инструментами. Ни в одном конфликте на постсоветском пространстве — от Нагорного Карабаха до Южной Осетии — не было тех механизмов, которые предусмотрены в украинской ситуации.

— Вы о Будапештском меморандуме 1994 года, согласно которому Украина в обмен на гарантии территориальной целостности и суверенитета отдала свой стратегический ядерный потенциал, который на тот момент по мощности был третьим в мире?

— Совершенно верно. В украинском портфеле есть гарантии от мирового ядерного клуба, есть ответ на такой вызов, как потеря территориальной целостности.

— Мне кажется, что в ответ на требование Украины предоставить оружие Запад вполне резонно может поинтересоваться: а где гарантии, что оружие не попадет в руки пророссийских боевиков? Посмотрите на «плановый» вывод украинских войск из Дебальцево, когда были оставлены танки и БТРы. У вас нет ощущения, что Запад разочарован на Украине, где 25 лет во всех ветвях власти процветает кумовство, воровство и коррупция?

— Может и так. Нам многое не удалось, хотя искренне признаю: реформировать страну с таким сложным внутренним национальным климатом, как Украина, невероятно тяжело. Прибавьте сюда объективные исторические обстоятельства. В течение 350 лет на Украине шло целенаправленное уничтожение национальной идентичности и языка. Вы ведь грузинка?

— Да.

— Грузинам этого не понять, у вас сохранился язык, историческая память, единая церковь и много других вещей, которые делают грузин одной семьей. А на Украине, особенно на левобережной ее части, за 350 лет это единство было растеряно. И не потому, что украинцы не талантливы или не дорожат корнями, а потому, что над нами всегда нависал самый азиатский оккупант на всем континенте. Оккупант проводил на Украине насильственную политику русификации, укреплял российскую церковь, посылал российских солдат. Это длилось не годами или десятилетиями, а столетиями! Именно потому многие украинцы утратили чувствительность к важной идее национального единения. Тяжело проводить реформы, в том числе экономические, среди народа, который не определился с национальной идеей.

— Странно, а у меня ощущение, что украинцы как раз определились с национальной идеей и хотят сильной, европейской, демократической Украины. И главное препятствие на пути жестких и быстрых реформ — отсутствие политической воли первых лиц государства.

— Вы опять говорите о следствии, а я — о первопричине болезни. Вы знаете, что итальянцы позже всех в Европе пришли к собственному государству? 150 лет назад один великий итальянец обратился к соотечественникам: «Итальянцы, если у вас не будет своего государства, вы будете похожи на войско без знамени, ваш голос никто не услышит, вы будете байстрюками, скитающимися по миру». Но если государство не определилось с вопросом национального единения, интеграции и целостности, ему никогда на дадутся концептуальные экономические и социальные преобразования.

— Это общие слова, а у нас здесь и сейчас идет война, гибнут люди, нищает население и по-прежнему вор на воре сидит во всех властных кабинетах.

— Безусловно, у нас много чего не закончено или только-только начато, часть вещей просто не удалась, например, борьба с коррупцией. Но я хочу вернуться к своему тезису, что Украину подвел именно Запад. Вам не кажется, что международные договоры подписываются для того, чтобы их исполнять, а не упрекать страну в «не той ментальности, кумовстве и воровстве»? Уважаемые, в 1994 году Украина передала весь свой ядерный потенциал. Тогда мы справедливо считали, что совершаем уникальную планетарную миссию, ставим финальную точку в холодной войне. Взамен получили международные гарантии неприкосновенности границ, территориальной целостности, суверенитета. Извините, но, как и в страховом договоре, наступил страховой случай! И где наши гаранты?

Мы можем быть несовершенными, нам многое не удалось, но не об этом речь. Если Запад не помогает нам в войне, тогда почему требует срочно вносить изменения в Конституцию? У вас есть пример воюющей страны, от которой международные гаранты требовали провести внеочередные выборы, в том числе на оккупированных территориях? А Украина уже прошла за последние два года три избирательных цикла — президентские, парламентские и местные. Три! Сейчас, под давлением Запада, мы приближаемся к четвертым выборам — на оккупированной территории. У вас нет ощущения сюрреализма происходящего?

— У меня ощущение, что постмайданная власть, мягко говоря, угробила шанс Украины сделать мощный рывок вперед.

— Вот и у меня, глядя на политику Киева, вообще не возникает ощущения, что это столица воюющей страны, где ключевым приоритетом является мощный ответ агрессору. Похоже, отпор врагу вообще не стоит на повестке дня украинских политиков. Кто-то скажет: мол, нет альтернативы дипломатическому урегулированию. Неправда. За полтора года так называемого «перемирия» мы потеряли больше украинцев, чем в годы Афганской войны. Это слишком дорогой «мир», а нам твердят: переговоры безальтернативны. Нет, дипломатия эффективна только тогда, когда конфликт либо не начался, либо дошел до той точки, когда агрессор сам ощущает потребность демонтировать проблему. Не думаю, что Путин горит желанием урегулировать конфликт. Наоборот: главная задача России, как и в случае с Азербайджаном, Грузией или Молдовой — заморозить конфликт, но так, чтобы он постоянно кровоточил и блокировал Украину на пути к Европе.

— Вы настаиваете, что политико-экономическое управление страной нужно немедленно и полностью перестроить под одну цель — отбросить агрессора за пределы государства?

— Абсолютно!

— Но армия РФ минимум в три раза мощнее и по численности, и по вооружению, а Запад четко дал понять: он в прямое военное противостояние с Россией не вступит.

— Тогда у меня к вам вопрос: насколько США были мощнее Вьетнама?

— Несопоставимо.

— Верно, у США действительно первая армия в мире, но Вьетнам не сдался. Россия слаба от своей неправды и агрессии. Как говорит наш патриарх Филарет: «С нами правда, а где правда — там Бог и победа». Из войны есть только два выхода: либо победа, либо поражение. Третьего не дано. Черчилль говорил: «Никогда не сдавайтесь — никогда, никогда, никогда, никогда, ни в большом, ни в малом, ни в крупном, ни в мелком. Никогда не поддавайтесь силе, никогда не поддавайтесь очевидно превосходящей мощи вашего противника». Вы хотите мира? Сдавайтесь, и вечером у вас будет мир, но мир несвободы и зависимости, а по сути — капитуляция и потеря территорий. И когда я говорю о том, что надо отбросить агрессора, имею в виду не просто милитарную компоненту, а единый государственный план, в который входит политическая, экономическая, военная и национальная составляющие, все для достижения победы.

— Наверное, это не по-государственному, но я не готова больше жертвовать ни одним украинцем ради клочка земли.

— Конечно, мы все молимся, чтобы перестали гибнуть люди. Молимся о мире. Но о мире не поражения, а победы, где у Украины сохранена свобода, суверенитет и территориальная целостность. Лично я в другом мире жить не хочу. Если же мы ведем себя так, как сегодня — ни войны, ни мира, — теряем главное: дух народа и армии. И я хочу поставить три вопросительных знака перед каждым из нас: сегодняшнее состояние — это действительно то, что приведет Украину к полноценному миру???

— Вы не могли бы поставить эти три вопросительных знака не перед рядовыми украинцами, а перед президентом Порошенко и премьером Яценюком?

— Достичь мира — это значит иметь успешную дипломатию, особый милитарный почерк, здоровые финансы, растущую, а не падающую экономику. Посмотрите на Израиль: страна десятилетиями в войне, но в ее экономику идут инвестиции, шекель стабильный, бюджет сбалансирован, потому что основные мышцы войны — это финансы, с ними нельзя шутить. И потому мы должны дать ответ на главный вопрос: как выйти из финансового и экономического хаоса, в который загнана страна? Ну нет на Украине объективных причин для таких галопирующих цен, инфляции и обесценивания национальной валюты! Это же ведет к прямому поражению в войне. Необходимо немедленно стабилизировать финансовую систему, и экономика сразу же отреагирует, начнет идти вверх.

— Звучит как «я за все хорошее и против всего плохого». Что конкретно надо делать для стабилизации?

— Разработать новый план Маршалла, привлечь не только внешние, но и внутренние инвестиции. В позапрошлом году с украинского рынка убежало 12 миллиардов долларов иностранных инвестиций и 16 миллиардов вкладов населения. Сегодня на руках у украинцев в общей сложности до 100 миллиардов долларов. Но люди настолько не доверяют власти, что держат эти деньги не в банках на депозитах, а у себя под матрасом. Не доверяют из-за невнятной государственной экономической политики. У нас сотни миллиардов долларов украинских ресурсов на офшорах.

— Как убедить внешнего и внутреннего инвестора вложить деньги в Украину?

— Есть 10-15 первоначальных шагов, которые власть обязана немедленно сделать, чтобы положить конец недоверию и начать реальный диалог с западным инвестором, украинским бизнесом и обычными гражданами. Маленький пример абсурда: в прошлом году из украинской банковской системы убежало примерно 200 миллиардов гривен вкладов. Что делает власть? Вводит налог на доходы от депозитов. То есть даже те крохи, что остались, облагаются налогом. Ну как так можно? Наоборот, сейчас государство должно, как зазывала возле ресторана, призывать клиентов: заходите в нашу систему, мы ее оздоравливаем, гарантируем вклады, запускаем безоткатные механизмы. Зазывать прежде всего население, потому что оно первый и основной внутренний инвестор. Второй инвестор — украинский бизнес, третий — иностранные компании. Но начать надо с первого инвестора — самих украинцев.

Вещи, которые я озвучил, лишь маленькая часть тех компонентов, которые работают на оздоровление экономики и, соответственно, на эффективный отпор агрессору. Можно еще долго перечислять и перечислять, но нас время поджимает. Кстати, когда мы с вами говорили о военном компоненте, упустили главное — НАТО. И опять я не слышу от Запада внятного сигнала о желании принять Украину в Североатлантический альянс. Впервые с 1945 года на Европейской части континента произошла гуманитарная катастрофа — почти два миллиона переселенцев из Крыма и Донбасса. Не работает ни одна государственная или международная программа по предоставлению внутренним беженцам медицинских и образовательных услуг, обеспечению рабочими местами и микрокредитования. Нет ни одной международной программы по отношению к украинским переселенцам. Это еще одна моя претензия к Западу. Украинская нация, которая в ХХ веке шесть раз провозглашала независимость и пять раз ее теряла, просит членства в НАТО. И что слышит в ответ? «Пока не время». Это несерьезно. Я очень разочарован сигналами, которые мы получаем от Европы и США.

— Вам не кажется, что Запад, в свою очередь, разочарован и шокирован, сколько усилий приходится прилагать, чтобы убедить украинскую власть не только принять, но и исполнять реформаторские и антикоррупционные законы?

— На переговорах по урегулированию конфликта на востоке Украины Евросоюз вообще не представлен как ключевой переговорщик. С 1990-х это уже шестая война, развязанная одним и тем же агрессором, а объединенная Европа делает вид, что это внутриукраинский вопрос, и говорит: мол, лучше с коррупцией боритесь… Конечно, с коррупцией надо бороться, но может случиться, что Украина под натиском внешней агрессии до вечера не доживет. Мы проходим стадию полураспада страны. И когда поднимается вопрос о выполнении взятых на себя обязательств и по Минским соглашениям, и по реформированию государства, мне кажется, в отношении Украины Запад применяет двойные стандарты. Убежден: иностранные трезвомыслящие политики хорошо знают, что конфликт в Крыму и на востоке — это не внутриукраинский, а общеевропейский вопрос. Но позиция Запада сегодня выглядит очень неорганизованной и слабой, шаги делаются с большим опозданием.

— Что бы вы посоветовали Порошенко, если бы сегодня очутились с ним один на один?

— Ровно три вещи, вокруг которых должна произойти абсолютная политическая консолидация всех сил власти. Во-первых, президент, парламент и правительство должны выступить с ясным, четким и внятным планом военной победы. Во-вторых, параллельно сделать все для финансовой стабилизации, роста экономики, привлечения инвестиций. Этого реально достичь за несколько месяцев, если сделать упор на мобилизацию средств из теневой экономики и офшоров, легализацию капиталов, бездефицитный бюджет, реформирование налоговой системы и так далее. В-третьих — разработать и внедрить новый план Маршалла. Именно выполнение этих трех тактических задач приведут к главной стратегической цели — победе в войне, экономическому развитию, избежанию социальных конфликтов, единению нации.

— Если в ближайшее время эти три пункта не будут выполнены, что ждет Украину?

— Я оптимист. Убежден: моя нация уже пережила худшие времена, будучи под гнетом Российской империи. И сегодняшние потрясения мы пройдем и выйдем из них еще мудрее и сильнее. Господь Бог посылает испытания, чтобы поднять культуру и ответственность украинцев, чтобы мы из населения превратились в гражданскую нацию. Как говорил когда-то Вячеслав Максимович Чорновил: «Україна починається з тебе», то есть не с президента, премьера или нардепа, а с обычного украинца. И это большая радость! Вот истоки украинской революции.

— Как вам кажется, будет третий Майдан?

— Я слышу запах горящих шин. И, поверьте, это будет настоящий третий Майдан, а не имитация, которая на днях происходила в центре Киева.

— И что советуете соотечественникам: поддержать третью революцию или не раскачивать ситуацию изнутри?


— Поддержать и выйти на площадь. Если бы уникальные порывы «оранжевого» и Евромайдана преобразились в настоящее политическое движение, Украина шагнула бы намного вперед. Пока же многих прекрасных активистов, попавших во власть, старая сгнившая политическая система практически поглотила. Оба Майдана так и не породили новое движение, которые стало бы опорой, фундаментом для строительства политического каркаса нации и в парламенте, и в правительстве. Мы вновь выбираем между старыми политическими силами, которые не умеют и не хотят выстраивать отношения с гражданским обществом по-другому. Взяли доблестных людей с Майдана, разбавили ими несколько партий, чтобы получить голоса избирателей — и все, внутри фракций логика взаимодействия осталось старой. Это неправильно, нужны принципиально новые политические силы. Еще я бы посоветовал президенту Украины осознать, что минимум две трети сегодняшних вызовов мы можем решить сами, потому что у украинцев есть воля, сила и желание. Но надо дать стране очень ясный и последовательный план. Европейская и североатлантическая интеграция для Украины — это вишенка на торте, которую мы не должны упускать из виду, какой бы шум ни поднимался на Западе: мол, Украина не готова, сейчас не время. Но чтобы заполучить эту вишенку, президент, парламент и правительство должны каждый день не просто декларировать, но и выполнять конкретные шаги для стратегической победы Украины и в войне, и в вопросе единения нации, и в геополитике. Это главная цель, она очень дорого стоит, но иного пути нет.