Еще до завершения конструкторских работ по своему самолету-невидимке пятого поколения Т-50 ПАК ФА Россия приступила к разработке следующих машин шестого и даже седьмого поколения. ОКБ Сухого уже представило российскому правительству первоначальную концепцию истребителя шестого поколения.
«Они действительно представили задумки по созданию истребителя шестого поколения, — сказал в среду информационному агентству ТАСС заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин. — Речь сейчас идет и о новых задельных работах, которые были очень кратко представлены КБ Сухого и генеральным конструктором, назначенным по всем самолетным комплексам и вооружениям».
Между тем, основные усилия конструкторов российского авиастроения направлены на проверку и испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА. Как и Пентагон, российские военные строят планы на десятилетия вперед. Во многом российская концепция самолета шестого поколения похожа на американскую программу ВВС F-X по замене F-22 Raptor и на программу ВМС F/A-XX.
Подобно США, Россия изучает возможности по созданию пилотируемых и беспилотных вариантов. «Этот самолет будет модифицированным — и такой, и такой вариант», — сказал главнокомандующий воздушно-космическими силами Виктор Бондарев. Но каких-то дополнительных подробностей о действиях России в этом направлении очень мало.
Москва реализует амбициозный план перевооружения армии, включающий масштабные усилия в сфере новых разработок. Среди них есть танки, корабли, подводные лодки и несколько новых самолетов, включая бомбардировщик-невидимку. Но непонятно, как Кремль намерен оплачивать эти разработки, если учитывать состояние российской экономики и устойчиво низкие цены на нефть на мировом рынке.
Так или иначе, Россия не намерена останавливаться на модели следующего после ПАК ФА поколения. Москва заглядывает далеко за горизонт. «Если мы сейчас остановимся, мы остановимся уже навсегда, — сказал Бондарев. — Поэтому работы идут — и шестого, и, наверное, седьмого (поколения) истребителей».
Ни Бондарев, ни Рогозин не стали называть сроки, но как сообщают российские государственные СМИ, работа в рамках этой программы начнется через несколько лет.
Дейв Маджумдар — редактор National Interest по военным вопросам.