В конце своего визита в Армению верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини поддержала идею внедрения международного механизма для расследования инцидентов нарушения режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта, предложенного США в рамках Минской группы ОБСЕ. Одновременно, Могерини заявила, что конфликт не имеет военного решения.
Фактически, Евросоюз поддерживает внедрение механизма расследования нарушений перемирия. Характерно, однако, в каких кругах эта идея получила гласную поддержку, а в каких — нет. Механизм одобряют США, Франция, Евросоюз, председательствующая ныне в ОБСЕ Германия и Армения. Против механизма выступает Азербайджан. Турция и Россия хранят молчание.
Неизвестно, как относится к поддерживаемому Арменией механизму Россия, которая считается стратегическим партнером Армении.
Обычно молчание воспринимается как знак согласия, но, безусловно, не в этом случае. Молчание России обусловлено тем, что предлагаемый механизм, фактически, блокирует возможности для шантажа дестабилизацией на Кавказе, существенно ограничивает их. А на чем в последние годы была основана политика Кремля на Кавказе? Именно на шантаже дестабилизацией и угрозах. Проблемы Кремль решал именно этим способом. Не случайно, за это время довольно сблизились Россия и Азербайджан. Баку тоже делает акцент на шантаже и угрозах.
Международный механизм расследования инцидентов может разрушить эту стратегию или тактику, поэтому Баку выступает против механизма, а Москва молчит.
Но механизм расследования содержит также перспективы, идущие гораздо дальше. Этот механизм должен, фактически, обеспечить не только перемирие, но и переходный период Кавказа. Проблема не только в сохранении режима прекращения огня в зоне конфликта. Это способ перенести Кавказа на новый этап, где, непременно, должны быть пересмотрены как система безопасности (и нейтрализована вековая русско-турецкая монополия в регионе), так и взаимоотношения между кавказскими субъектами в более широком контексте.
Речь идет о преодолении политической деструкции посредством общественных контактов, что сделает возможным преодоление, в том числе, и территориальных «комплексов» общества, на которых играют деструктивные и властолюбивые «элиты».
Территориальные или «межэтнические» проблемы Кавказа не имеют административно-политических решений. Они будут либо перманентным источником войн, либо трансформируются параллельно изменениям общественных ценностей и менталитета. Так произойдет адаптация обществ к последствиям уже закончившихся войны, и люди начнут сосредоточиваться на творческих результатах.
Проблема Карабаха не нарушала статус-кво на Кавказе, а наоборот, война приблизила статус-кво к естественным основам, и тут любая мирная и творческая перспектива возможна лишь в том случае, если народы региона адаптируются к этой естественности. В противоположенном случае, все будет неестественно, а значит — всегда взрывоопасно.
В этом смысле Азербайджан играет абсолютно деструктивную роль в регионе и пользуется поддержкой России и Турции, которые ведут все более масштабную деструктивную политику ради сохранения своих позиций. Поведение Баку, в некотором смысле, обусловлено тем, что Азербайджан является проигравшей стороной. Впрочем, именно из-за этого международная общественность не идет на жесткие меры по отношению к Баку.
Безусловно, Баку намного быстрее и продуктивнее перешел бы на новый этап, если бы не поддержка Турции и России, для которых на Кавказе опаснее всего ценностные, ментальные изменения обществ.