Как все изменилось за год. Всего лишь 12 месяцев назад, в марте 2015 года, цены на нефть упали до 50 долларов за баррель — примерно наполовину по сравнению с той, что была летом 2014 года. Нефтедобытчики пострадали, но они все же могли предполагать, что рынок вскоре отрегулируется, падение цен прекратится, и цены, возможно, снова начнут расти.
Сегодня цены снова упали наполовину, но обратного их движения не предвидится. Спрос на нефть остается вялым из-за спада мировой экономики и политики, направленной на сокращение потребления нефти. Объемы предложения по-прежнему велики, хотя инвестиции в добычу резко сократились. Для экспортеров нефти и для стран, доходы которых зависят от продажи нефти, сложилась кошмарная ситуация. Они надеются, что благодаря низкой цене на нефть спрос на нее возобновится, и поставщики вновь смогут назначать более высокие цены.
Что ж, мечтать не вредно. Но в минувшем году долгосрочный прогноз для поставщиков углеводородов омрачила еще одна поразительная тенденция: политика в отношении изменения климата становится по-настоящему серьезной.
На протяжении почти двадцати лет страны собирались на международных форумах по вопросам изменения климата — но фактически ничего в этом отношении не делали. Однако решение вопросов изменения климата сдвинулось с мертвой точки в декабре. То есть, когда в Париже 196 стран согласовали новый подход к совместному решению проблем изменения климата. Парижское соглашение дает каждой стране возможность брать на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов с учетом конкретных обстоятельств. Стороны будут периодически собираться и проверять, достаточные ли меры предприняла каждая из стран для выполнения своих обязательств. Такая возможность проверять ход выполнения обязательств позволит выявлять те страны, которые не проводят реальных действий, и со временем может обеспечить более активное взаимодействие.
Именно разработка такого подхода «обязательств и проверки их выполнения» и позволяет считать, что Парижский форум стал значительным шагом вперед, а политика в вопросах изменения климата — более эффективной и заслуживающей большего доверия, чем год назад.
В новом докладе, опубликованном сегодня организаторами Международного экономического форума, показано, как в энергетическом секторе уже решаются эти совершенно противоположные проблемы (раскрою секрет — я являюсь членом экспертного совета, хотя за содержание доклада не отвечаю). Еще с 2009 года рабочая группа форума оценивала эффективность энергосистемы каждой страны по трем параметрам: а) предоставление гражданам большого количества энергии, полученной из различных безопасных источников; б) сокращение выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ; в) обеспечение доступности энергии с целью быстрого роста экономики.
Многие десятилетия, когда большинство высокопоставленных политиков говорили об энергетической политике, они уделяли основное внимание всего лишь одному из этих аспектов: снабжение энергией. Они считали, что страны, имеющие самые большие запасы нефти, угля и газа, наиболее обеспечены, и у них меньше проблем. Но если посмотреть на все три параметра, то у крупных поставщиков на самом деле дела идут неважно. Многие страны, имеющие самые лучшие энергосистемы, фактически закупают энергоносители в огромных количествах — особенно нефть. Они преуспевают потому, что диверсифицировали свои источники энергии, но при этом энергия у них остается доступной и экологически чистой.
Доклад рабочей группы форума также указывает на серьезные противоречия между традиционным представлением об обеспеченности энергоресурсами и необходимостью (с которой согласились участники парижского форума) сократить в мировых масштабах выбросы парниковых газов. Здесь приведен рейтинговый список.
Поскольку рабочая группа форума пользовалась одними и теми же показателями на протяжении многих лет, со временем можно будет наблюдать появление новых тенденций — в том числе и в рейтинге стран. Но сейчас уже заметно выделяются три тенденции.
1. Страны с единственным источником энергии занимают в рейтинге последние места. К ним относятся и страны-члены ОПЕК
Наиболее удивительные тенденции по состоянию на последний год в этом рейтинговом списке относятся к странам, которые не диверсифицировали свои источники энергии.
Япония с 2009 года опустилась на 28 позиций — в основном в результате существующих проблем, связанных с закрытием всех атомных электростанций страны. Некоторые электростанции начинают открываться вновь. И в то же время, в Японии сейчас отмечается гораздо более высокий уровень выбросов углерода, в результате чего рейтинг страны понизился. Нигерия опустилась в списке на 26 позиций — и сейчас находится на 108 месте — поскольку из-за обвала мировых цен на нефть доходы страны от продажи нефти сократились, что сказалось на ВВП.
Более того, ни одна из стран-членов ОПЕК не занимает в этом списке достойного места, поскольку все они чрезвычайно зависят от нефти не только в качестве источника энергии, но и как основы всей стратегии экономического развития. В целом ОПЕК (как организация) имеет высокий рейтинг по такому традиционному показателю как обеспеченность энергетическими ресурсами — полная энергетическая обеспеченность. Но по другим параметрам в этом списке (экономический рост и экологическая устойчивость) ее рейтинг очень низкий.
2. В странах Персидского залива по мере сокращения доходов от продажи нефти, возможна дестабилизация политической обстановки
Осенью прошлого года Международный валютный фонд предупредил, что в странах, лидеры которых остаются у власти за счет доходов от продажи нефти, могут возникнуть проблемы после того, как эти доходы сократятся. Судя по таблице, приведенной ниже (тоже взятой из доклада), крупные нефтедобытчики из числа стран Персидского залива расходуют гораздо больше, чем зарабатывают в условиях нынешних цен на нефть. Это может привести к дестабилизации политической обстановки.
Во всем мире страны, экспортирующие нефть, которые видят, что из-за падения цен на нефть им грозит катастрофа, пытаются проводить реформы. Для того чтобы открыть эти страны для зарубежных инвесторов и при этом сократить зависимость экономики от продажи нефти, необходимы серьезные перемены — например, развивать обрабатывающее производство, такие сферы услуг, как банковский или туристический сектор, а также другие отрасли, которые не связаны с углеводородами.
Лучшим примером такой дальновидности является Мексика, правительство которой — несмотря на серьезные конституционные и политические проблемы — сокращает зависимость страны от нефти. Оно также проводит реформы, которые позволят привлечь зарубежные компании с их капиталами и технологиями с тем, чтобы усовершенствовать методы разведки и добычи нефти и газа.
3. Ни одна страна не сможет добиться высоких рейтингов по всем показателям — поскольку для проведения новой энергетической политики необходимо идти на компромиссы
Некоторые страны — особенно страны Северной Европы — всегда по оценкам форума имели высокие рейтинги, поскольку у каждой из них развита экологически чистая энергосистема, в которой преобладает гидроэнергетика, и их экономика сбалансирована. Некоторые из них (в частности, Норвегия) к тому же являются и крупными экспортерами энергоносителей.
Но практически ни одна крупная страна не попала в первую десятку вышеуказанного рейтинга. Единственным исключением является Франция — в основном, благодаря тому, что живет за счет атомной энергетики с низким уровнем выбросов, и использование этого источника энергии французское правительство сейчас пытается сокращать.
Проблема здесь состоит в несовпадении энергетических целей разных стран. Для обеспечения энергетической безопасности необходимо разнообразие источников энергии. Но использование некоторых из самых перспективных технологий сокращения выбросов приведет к чрезмерной зависимости от какого-то одного энергоносителя и возникновению других рисков в отношении надежности энергетической системы — как это произошло в Японии с атомной энергетикой.
Действительно, те страны, которые сделали все, чтобы сократить выбросы парниковых газов, в значительной степени перешли лишь на один источник энергии — гидроэлектроэнергию или атомную энергию. И для того чтобы сделать эти энергосистемы надежными источниками энергоснабжения, необходимо шире использовать другие энергоносители. Во всем мире на долю энергии ветра и солнечной энергии в системе энергообеспечения приходится менее 3%.
Большинство стран, которые значительно сократили выбросы парниковых газов, еще и перешли в основном на электрическую энергию, поскольку гораздо легче контролировать крупные электростанции по выбросам и снабжать страну экологически чистым электричеством. Судя по последним данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), которая проанализировала, каким образом страны мира смогут в будущем существенно сокращать количество выбросов парниковых газов, специалисты подчеркивают ту же самую идею — повысить экологическую чистоту планеты можно, скорее всего, путем развития электроэнергетики.
На протяжении последних сорока лет споры об обеспеченности энергоресурсами касались, в основном, нефти. Но, как считают авторы доклада, в ближайшие несколько десятилетий важнейшие проблемы энергетической безопасности будут связаны с электроэнергией.
При более масштабном использовании электрической энергии возникнут проблемы, совершенно не похожие на опасения за энергетическую безопасность, зависящую от нефти. Для повышения надежности электроэнергетических систем потребуются стимулы для инвестирования в крупные дорогостоящие электрические сети и дополнения их новыми источниками энергии — например, развития ветроэнергетики и солнечной энергетики. Помимо этого придется противостоять таким новым угрозам, как кибератаки, которые российские хакеры предположительно совершали против Украины и которые вполне могут быть предприняты в отношении энергосистем других стран мира.