История не завершается сегодня, она будет продолжаться, пока, возможно, в один прекрасный день — полагаю, не очень скоро — соотечественники в конечном счете будут испытывать большую гордость за Горбачева, чем за Сталина или Путина.
2 марта 2016 года первый и последний президент Советского Союза Михаил Горбачев отметил свое 85-летие, и это стало для него поводом высказаться о ситуации в России и мире.
В статье, опубликованной в «Новой газете», один из архитекторов конца «первой холодной войны», отмечает, что мы живем во все более опасном мире, где «лидеры ведущих держав оказались не готовы к кризисам и потрясениям последних лет».
По словам Горбачева, «все началось с провозглашения “победы Запада” в холодной войне». «Общую победу над холодной войной объявили триумфом одной стороны, которой теперь “все позволено”. Это тот корень, из которого выросла нынешняя глобальная смута», — подчеркивает он.
Отмечая наиболее важные проблемы в международных отношениях — борьбу с терроризмом и европейскую безопасность — бывший советский лидер по-прежнему считает крайне необходимым сотрудничество между Россией и Западом для разрешения кризисов, подобных тому, что переживает Сирия.
Поддерживая внешнюю политику президента Путина, реформатор коммунистической системы, пытавшийся придать ей человеческое лицо, подвергает резкой критике внутреннюю политику российского лидера. В отличие от нынешнего президента, который винит в проблемах России «внешние силы», тем самым создавая параноидальную атмосферу «осажденной крепости», Горбачев утверждает, что за глубокий социально-экономический кризис в стране «ответственны в первую очередь мы сами».
Последний советский лидер по сути призывает Путина сделать то же, что сделал он на посту президента СССР: «Нам сегодня не хватает главного — демократии. Я убежден: вне демократического процесса, без широкого участия людей в поисках решений нам не вырваться из порочного круга проблем, в который мы себя загнали».
Яснее посыла и не придумаешь: «Сейчас очевидно, что нынешняя модель управления не работает — ни в политике, ни в экономике. Нет альтернативных идей. Нет притока новых людей. Нельзя все решения замыкать на одного человека. Никто не обладает истиной в последней инстанции». Горбачеву не нужно упоминать конкретное имя, поскольку любой минимально информированный человек понимает, о ком идет речь.
Это, безусловно, не добавит бывшему президенту СССР популярности среди соотечественников, которой он и без того не может похвастаться. По данным исследования Левада-Центра, 67% россиян отрицательно оценивают результаты горбачевской политики. В 2012 году этот показатель составлял 50%. И только 12% респондентов считают, что в эпоху перестройки и гласности «было больше позитивных, чем негативных аспектов».
Это не удивительно, особенно с учетом того, что Горбачев продолжает оставаться объектом клеветнических кампаний. Российский режиссер Никита Михалков, известный своим стремлением заделаться одним из «духовных лидеров нации», выдвинул мнение о том, что политика Горбачева и его преемника Бориса Ельцина должна официально быть признана «преступной», подчеркнув, что «без Путина России бы не было». Само собой разумеется, когда Горбачев был у власти, Михалков не осмеливался говорить подобные вещи.
Речь идет о самом настоящем случае «политической проституции», проблеме, часто затрагивающей не одну только российскую интеллигенцию. Но история не заканчивается сегодня, она продолжится. Возможно, в один прекрасный день — думаю, не очень скоро — соотечественники будут испытывать большую гордость за Горбачева, чем за Сталина или Путина. Будущее покажет.
Несмотря на все это, а также потому, что мне довелось жить в Советском Союзе при Михаиле Горбачеве, потому что на моих глазах страна освобождалась от долгой коммунистической диктатуры и потому что мне посчастливилось несколько раз лично с ним общаться, я считаю себя вправе сказать: «C днем рождения, Mихаил Cергеевич!»