Предвыборная кампания Дональда Трампа, которая началась как забавная шалость, стала выходить за пределы всякой шутки. Это, конечно, не значит, что Трамп начал обретать серьезность, речь идет о том, что вероятность его выдвижения в качестве кандидата от партии повышается.
Мировой порядок, кое-как сохранявшийся со времен холодной войны, пошатнулся. Точка зрения о том, что свободный рынок и демократия будут развиваться рука об руку, что наступит конец истории, больше не звучит.
Мы сталкиваемся с новым ажиотажем под названием нелиберальные демократии, к которому присоединился и правящий режим в Турции. Это популистские и авторитарные режимы, в которых формально проводятся выборы, и сильный лидер является единственным властителем. Турция, Россия, Венгрия — близкие к таким режимам примеры. Ультраправые популистские движения, постепенно набирающие силу в Европе, указывают на риск распространения этой модели. Если Трамп станет президентом, значит, США тоже устремятся в этом направлении.
На самом деле, феномен нелиберальных, антисвободных режимов не так уж и нов. Политологи по всему миру снимают с полок знаменитую книгу Адорно 1950 года «Авторитарная личность».
Накануне на сайте Vox была опубликована статья под названием «Подъем американского авторитаризма». В ней говорится о том, что у американских избирателей растут проавторитарные настроения, и Республиканская партия начинает тяготеть к ультраправой линии.
Согласно опросу, проведенному в Южной Каролине, 75% электората Республиканской партии выступают за запрет въезда в страну мусульман, одна треть считает необходимым запретить гомосексуализм, 20% называют отмену рабства ошибкой.
В мире происходит что-то неладное. Вину возлагают на мусульман, мексиканцев, секс-меньшинства. Авторитарная тенденция толкает избирателей к иррациональному поведению. Люди, обжегшиеся на финансовом кризисе на базе строительного сектора и почувствовавшие себя беспомощными, ориентируются на строительного магната — миллиардера.
Как показывают исследования, когда проавторитарные избиратели чувствуют себя в опасности, они находят защиту в сильном лидере, который говорит, что сделает все, чтобы их защитить, и развеет их страхи.
Не случайно сейчас так много стали говорить о Гитлере. Мы не одиноки в своих спорах об этом лидере, которые начал сам Эрдоган. The Washington Post на этой неделе в своей критикующей Трампа статье напомнила, что Гитлер тоже пришел к власти в результате выборов.
Примеры лидеров нашей эпохи, которые, по выражению газеты, пришли к власти путем выборов и стали авторитарными, — Путин, Чавес, Мусевени из Уганды, Эрдоган.
Будущее не сулит большие надежды. С другой стороны, антисистемность проявляет себя не только в ультраправом популизме. Сегодня СИРИЗА в Греции и «Подемос» в Испании могут получать такое количество голосов, какое еще десять лет назад невозможно было представить. Новый лидер британской Лейбористской партии Корбин (Jeremy Corbyn) — представитель самого левого крыла. Достижения социал-демократа Сандерса (Bernie Sanders) в США в ходе его предвыборной кампании тоже стали неожиданностью.
Преградить путь этой авторитарной волне может экономически левая и социально прогрессивная, либеральная волна.
Мы переживаем такой период, когда вместе с книгой Адорно с книжных полок снова достают труды Маркса.