Всех, кто в России пытался реформировать коммунистическое самодержавие, общество сегодня проклинает. Те же, кто отстаивал тоталитарную идеологию, приобретают все большую популярность. На день рождения «Горби» россияне не желают ему ничего хорошего.
«Я был предан той идее и своему выбору, который я сделал», — заявил за два дня до своего дня рождения первый и последний советский президент Михаил Сергеевич Горбачев. Выступая в понедельник на презентации своей последней книги «Горбачев в жизни», так он признался в вечной любви к своей перестройке — к безуспешной попытке реформировать советское коммунистическое государство. Самый известный советский политик второй половины прошлого века родился 2 марта 85 лет назад. Но как борца за свободу его чествуют, скорее, за рубежом, а не дома.
Известный массовый убийца Иосиф Сталин, по мнению 40% россиян, сделал для страны больше хорошего, чем плохого. По сравнению с аналогичным опросом, проведенным в 2012 году, популярность Сталина возросла на 13%.
Хуже всего была перестройка
Напротив, поддержка таких реформаторов, как Никита Хрущев, Борис Ельцин и Михаил Горбачев, оказалась минимальной. Более 80% россиян самым худшим временем считают рубеж 80-90-х годов прошлого века. То есть период перестройки Горбачева, гласности, окончания холодной войны, демократических изменений, распада коммунистической империи и либерализации рынка.
В 1996 году Горбачеву, который, пусть, возможно, и невольно, даровал россиянам свободу и вызволил другие народы из зависимости СССР, свой голос на президентских выборах дали всего 1% россиян. Более 70% людей уверены, что перестройка была злом. Зато 89% россиян поддерживают нынешнего президента Владимира Путина.
Если Горбачев для них является символом проигрыша Москвы в битве с Западом и крах мечты о непобедимой державе, то Путин возвращает им надежду на то, что советские времена вернутся хотя бы в чем-то. Репутацию Горбачева не спасли даже его слова о том, что «Крым — часть России». Обладатель Нобелевской премии мира 1990 года способствует легитимизации режима Путина. Возможно, невольно.
Колготки и Шилелис
Но какими были те времена в СССР, когда Горбачев пришел к власти? К моменту выбора его Генеральным Секретарем в марте 1985 года на Пленуме ЦК Коммунистической партии СССР уже сформировались предпосылки для принципиальных перемен. По словам публициста и шеф-редактора газеты «The New Times» Евгении Альбац, дети на Курильских островах никогда в жизни не пили свежего молока и не знали, что такое апельсин.
На территории от Урала и далее на восток на балконах уродливых панельных домов на зиму замораживалось сало, потому что несколько месяцев люди не могли купить свежего мяса. Даже в Москве были роддома без душевых. Вместо женских прокладок использовались не раз стираные тряпки, в туалетах лежали стопки разорванных газет. Колготки телесного цвета можно было легко обменять на черно-белый телевизор Шилелис.
Тому, кто хотел поехать за границу, нужен был специальный паспорт, разрешение большевистской организации и спецслужб, а также выездная виза. Альбац вспоминает те времена с поэтическим отвращением. «Я жила в стране государственного антисемитизма: квота на евреев в СССР была 3%, а в царской России — 12… В стране с четырехмиллионной армией, которая поглощала большую часть народного богатства, 100% произведенных цветных металлов и 75% продукции черной металлургии». И в это время появился Горбачев.
В отличие от Путина он действительно изменил судьбы целых поколений. Опять-таки, сам того не желая. Он, скорее, хотел подправить преступный режим, но как только он начал гласность и позволил людям свободно высказываться, Советский Союз рухнул. Самой большой заслугой Горбачева, за которую он заслуживает пожеланий доброго здоровья, является то, что он не противился этому процессу. И следовал своему кредо — как можно меньше крови.