В то время, пока продолжается спор вокруг проекта «Северный поток-2», россияне заново открывают южный фронт. Они хотят убедить средиземноморские страны присоединиться к новой концепции поставок газа через Черное море. Эти усилия имеют преимущественно пропагандистский характер, поскольку факты до сих пор говорят в пользу проекта-конкурента: «Южного газового коридора», который поддерживают ЕС и США.
24 февраля в Риме Газпром, итальянская компания Edison и греческая DEPA подписали меморандум на тему возможности поставок российского газа через Черное море в Грецию и Италию. Он должен стать фундаментом для создания «южной трассы поставок российского газа в Европу». Предыдущими идеями, направленными на достижение этой цели, были газопровод «Южный поток» в Болгарию (63 миллиарда кубометров в год), а затем «Турецкий поток» в Турцию (вначале 63 млрд. кубометров в год, затем — 15,75). Первый заблокировала Европейская комиссия в связи с претензиями процедурного (нечестные тендеры) и правового свойства (несоответствие третьему энергетическому пакету ЕС). Судьба второго проекта остается неизвестной в контексте политической напряженности, возникшей между Москвой и Анкарой после инцидента с российским истребителем над турецкой территорией.
Новым решением должно стать возвращение к идее газопровода Турция-Греция-Италия (ITGI), который носит название «Посейдон». Изначально это был один из проектов для поставки газа из Азербайджана, принимавших участие в конкурсе консорциума «Шах Дениз», который управляет местными одноименными месторождениями. Однако победила концепция Трансадриатического газопровода (TAP), на который перенаправили свою политическую и финансовую поддержку Еврокомиссия и Вашингтон. В маршрут предполагалось включить Албанию.
Однако проблема «Посейдона» — это отсутствие Турции среди участников проекта, который может иметь смысл лишь в том случае, если российский газ будет поступать в Грецию через турецкую территорию, а для этого необходимо построить новый газопровод, как «Турецкий поток». Газопровод «Голубой поток» из России в Турцию обладает мощностью в 16 миллиардов кубометров в год и предназначен исключительно для поставок на турецкий рынок, дополняя в этом Трансбалканский газопровод, по которому российское сырье идет из Украины на Балканы. Без турецкой поддержки поставки через Черное море должны будут пойти непосредственно в страну ЕС, то есть попадут под действие третьего энергетического пакета, что снизит рентабельность проекта для Газпрома, которому придется поделиться мощностью и назначить независимого оператора, устанавливающего транзитный тариф. Однако теоретически поддержка для «Посейдона» увеличивает рентабельность «Турецкого потока», который получит перспективу на появление европейской ветки.
Между тем Европейский Союз и США вынашивают другие планы. На ноябрьской встрече в Афинах спецпредставитель Государственного департамента США по международной энергетической политике Амос Хочстейн (Amos Hochstein) открыто заявил, что Соединенные Штаты выступают против прокладки нового газопровода, служащего заменой «Южному потоку», по которому планировалось поставлять российский газ в Европу. Этого газопровода в США не хотят, подчеркивал Хочстейн 10 мая в интервью газете Proto Thema.
Тот же самый американский дипломат принимал участие в заседании Консультативного совета проекта «Южный газовый коридор». В совет входят страны, которые занимаются реализацией сети газопроводных проектов, призванных обеспечить Европе поставки из каспийского региона. Уже удалось договориться о поставках с азербайджанского месторождения «Шах Дениз» (16 миллиардов кубометров в год) по Южно-кавказскому (SCP), Трансанатолийскому (TANA) (6 млрд. кубометров остается для Турции) и Трансадриатическому (10 млрд. кубометров, конкурент «Посейдона») газопроводам. Есть возможность расширить Коридор при помощи привлечения новых поставщиков и увеличения мощности. Консорциум Трансадриатического газопровода рассматривает возможность увеличить мощность до 20 млрд. кубометров в год. Это станет возможным, если к Коридору присоединится Туркменистан. Переговоры Консультативного совета в Баку были посвящены этой теме, а также вопросу политической и экономической поддержки для государств, которые решат участвовать в проекте.
На заседании Консультативного совета было принято общее заявление. Двенадцать министров, принимавших участие во встрече в столице Азербайджана, заявили о желании развивать стратегическое сотрудничество стран, вовлеченных в строительство газопроводов «Южного газового коридора». Что важно, несмотря на рост напряженности в регионе о своей поддержке проекта также заявила Турция. Министр энергетики этой страны Берат Албайрак (Berat Albayrak) подчеркнул, что Коридор — важный для достижения энергетической безопасности проект. Министр подтвердил, что Турция решительно поддерживает проект создания нового газопровода.
Документ был подписан в присутствии президента Азербайджана Ильхама Алиева, верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини (Federica Mogherini), а также заместителя председателя Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича (Maroš Šefčovič). В заявлении говорится, в частности, о желании учесть в проекте Коридора получателей газа на Балканах и заинтересованности в прокладке газопровода между Болгарией и Грецией, а также газопровода, соединяющего Западные Балканы с югом Италии. Заявление подписали отвечающие за энергетику министры из Турции, США, Великобритании, Италии и других стран. В документе идет также речь о проведении юридических процедур в странах, через которые планируется вести Коридор. Что важно, документ служит укреплению взаимодействия с третьими странами, а также с международными финансовыми институтами, которые примут участие в финансировании проекта. В связи с возможными проблемами правового свойства, которые могут возникнуть при появлении новой инфраструктуры, было решено вести консультации в рамках так называемых рабочих групп. Их создание поможет решать проблемы, связанные с присоединением к проекту новых поставщиков или транзитных государств.
«Южный коридор» расширяет набор экономических аргументов, что должно привлечь новых партнеров. Евросоюз и США дают понять балканским и каспийским странам, что подключение к проекту диверсификации поставок газа в Европу принесет им реальную выгоду. В Баку неслучайно приехали министры из Греции и Италии, а Амос Хочстейн неслучайно подчеркивал особое значение Турции для будущего проекта. Если Анкара останется, шансы проектов-конкурентов — «Турецкого потока» и «Посейдона» будут малы. Выступая на пресс-конференции, Хочстейн сказал, что наряду с сообщениями корпораций о многомиллиардных инвестициях большое значение имеют политические заявления, касающиеся продолжения проекта «Южного газового коридора». В свою очередь, Федерика Могерини говорила о том, что Брюссель собирается поддержать адаптацию экономики Азербайджана к реалиям нефтяного рынка с его низкими ценами. Это было завуалированное обещание помощи для нефтяного государства, которое столкнулось с бюджетными проблемами из-за падения доходов от продажи нефти. Азербайджан обратился за финансовой помощью к международным институтам, а Брюссель может оказать ему в этом значительную поддержку. На похожую поддержку может наверняка рассчитывать также Туркменистан, который будет поставлять газ в Коридор, если политическая воля входящих в проект стран позволит создать Транскаспийский газопровод (TCP), против строительства которого выступают Россия и Иран.
Бакинский саммит показал, что «Южный коридор» становится новым экономическим предложением Запада. Проектам Газпрома конкурировать с ним будет сложно: европейцам пришлось бы вкладывать в них свои средства, которых у них нет. Ярким примером может выступать здесь Греция.
Трезубец «Посейдона», который реанимирует Москва, остается тупым. Несмотря на это россияне создают в СМИ характерную атмосферу загадочности и серьезности происходящего. Неслучайно в день заседания в Баку президент РФ Владимир Путин пригласил на встречу в Кремле главу Газпрома Алексея Миллера. Стенограмму разговора опубликовали на официальном сайте, а это означает, что Кремль хочет, чтобы мы познакомились с ее содержанием. Подобный маневр был использован после визита в Москву вице-канцлера ФРГ Зигмара Габриэля: стенограмма этой встречи показала, что немецкий политик обещает россиянам защитить проект «Северный поток-2» от вмешательств Европейской комиссии. Запись разговора была призвана вызвать в Европейском союзе конкретную реакцию.
Миллер заверил Путина, что спрос на газ в Европе растет, а это служит обоснованием для новых газовых проектов. В качестве аргумента он приводит цифры роста импорта в Германию: по сравнению с 2014 годом в 2015 его объем вырос на 6 млрд. кубометров, достигнув 43,5 млрд. кубометров. Миллер не добавляет, что в значительной мере рост был вызван прекращением поставок на Украину и импортом газа в эту страну в режиме реверса на основе соглашений с европейскими компаниями, которые продают газ, в частности, на немецкой бирже. На Украине спрос упал, а в Германии вырос, однако если не объединять эти факты, можно заявить об успехе.
Рост спроса должен выступать аргументом в пользу «Посейдона». Путин спросил у Миллера, как идут переговоры. Глава Газпрома признал, что исходной точкой выступает проект, отвергнутый Европейской комиссией, на который рассчитывали Греция и Италия. Публикация стенограммы в день заседания Консультативного совета «Южного газового коридора» была призвана вызвать беспокойство в рядах сторонников этого проекта.
Здесь нам на помощь могут придти аналитические выкладки западных экспертов. Oxford Institute for Energy Studies опубликовал подробный доклад на тему транзита российского газа в Европу после 2019 года. Из него следует, что в последующие годы при экспорте на европейский рынок россияне не смогут обойтись без украинских газопроводов. Полностью отказаться от них им удастся только если Еврокомиссия сделает исключение для «Северного потока-2» и согласится на строительство «Турецкого потока» (по меньшей мере, двух ниток). Поскольку все зависит от согласия Европы, россияне ищут поддержку для своего северного и южного проектов (в любом варианте).
«Европейская комиссия будет стремиться сохранить транзит через Украину, ограничивая, тормозя или блокируя проект "Северный поток-2" и другие новые пути поставки российского газа в Европу, — полагают авторы доклада. — Европейские компании, которые покупают российский газ, не прислушиваются к политическим аргументам и выступают за транзит через украинскую территорию. (…) Еврокомиссия обладает значительными возможностями в сфере ограничения и блокировки проектов, но эти возможности не беспредельны», — предупреждает Oxford Institute for Energy Studies.
Заседание Консультативного совета «Южного газового коридора» показало, что Запад хочет представить экономическое предложение, которое превратит проект в инструмент сотрудничества с каспийскими государствами. Это может повлечь за собой политические последствия и усиление западных влияний в странах Кавказа и Средней Азии. «Южный коридор» может стать платформой для политического сотрудничества в духе идеи энергетической дипломатии, которую продвигает Еврокомиссия. Кто знает, не станет ли эта политическая платформа более успешной из-за своего конкретного содержания, чем, например, программа «Восточное партнерство».
Поэтому Россия старается вставлять Европе палки в колеса, а меры противодействия, которые предпринимает Газпром, приобретают более существенное значение, чем увеличение объема продажи газа на европейский рынок. Москва стремится заблокировать «Южный коридор», поскольку он ограничит не только влияние Газпрома, но и политическое воздействие Москвы на каспийский регион. А ту его часть, которая входила в СССР, Кремль считает, как и страны бывшего Восточного блока, ближайшим зарубежьем, то есть сферой российского влияния.
В этом отношении большое значение приобретает недооцениваемый фактор: влияние Вашингтона, который в прошлом принимал участие в блокировании «Южного потока», а в будущем может склонить средиземноморские и каспийские государства к активному участию в «Южном коридоре». Спор вокруг российских газопроводов – это новая плоскость политического соперничества, и если Брюссель и Вашингтон не продемонстрируют достаточной решительности в реализации проекта «Южного коридора», победят теоретически нерентабельные, но пользующиеся политической поддержкой проекты, как «Турецкий поток». Энергетика не выносит пустоты.
Дискуссии о «Северном потоке-2» продолжаются. Проект раскалывает Европу, что наверняка с удовольствием наблюдает постпред России при ЕС Владимир Чижов. А Газпром открывает новый фронт на юге. Реанимированный «Посейдон» призван заставить Грецию и Италию отойти от европейской политики диверсификации. Поддадутся ли станы Европейского союза на российскую игру? Не легче ли оставить ее и продолжать оказывать поддержку Украине, приобретя долю в ее газопроводах, что предлагает сам Киев? Это тема для отдельного размышления.