Современная Россия имеет репутацию расистской страны. И вполне справедливо. По данным московского информационно-аналитического центра «Сова» и работающей при поддержке UEFA европейской сети организаций против дискриминации в футболе FARE, количество расистских акций и выпадов со стороны российских футбольных болельщиков в прошлом сезоне увеличилось вдвое.
Мировая общественность опасается, что страна, в которой в 2018 году будет проходить чемпионат по футболу, окажется небезопасным местом для темнокожих болельщиков и футболистов. Владимир Путин пообещал, что во время чемпионата российские и зарубежные спортсмены и болельщики будут чувствовать себя как дома, однако активисты, выступающие против дискриминации — например, глава европейской организации «Футбол против расизма» Пиара Повар — обвиняют его в том, что тот не предпринимает никаких мер для решительного осуждения расизма в своей стране.
Хулиганские действия и насильственные действия расистов в России весьма распространены и иногда кажутся массовым и господствующим явлением. В прошлом году в российских магазинах продавали постеры и игрушки, изображающие Барака Обаму в виде обезьяны.
Неудивительно, что России нет среди тех, кто пытается решить миграционный кризис — она отказывается участвовать в каких-либо программах по оказанию помощи сирийским беженцам и обвиняет западные страны в том, что те провоцируют бегство людей из этого региона. Но в любом случае, вряд ли беженцы предпочли бы эту страну в качестве убежища — учитывая то, что можно услышать в России на эту тему. В сентябре прошлого года в своей еженедельной обзорной информационно-аналитической программе назначенный Путиным генеральный директор российского международного информационного агентства Дмитрий Киселев — которого называют «главным пропагандистом России» — заявил, что Евросоюз «шантажирует» Венгрию, чтобы она отказалась от своей «многовековой культуры» и приняла беженцев в пользу «новых правил Европейского союза, где нет места христианским традициям».
Но были времена, когда Россия была впереди планеты всей в вопросах предоставления убежища мигрантам и хорошего отношения к африканцам и темнокожим американцам. Запад был всецело поглощен холодной войной в Европе, и на этом фоне отношения СССР с Африкой отошли на второй план, так что об этих фактах советской истории все забыли.
«В 1920 — 1930-е годы Россия была не только единственной в мире страной, которая не испытывала расистских предубеждений по отношению к темнокожим людям — она еще и поощряла миграцию», — рассказывает Марк Нэш (Mark Nash), куратор выставки Things Fall Apart («Распад»), организованной в Лондоне некоммерческим фондом Calvert 22, осуществляющим поддержку современного российского искусства.
«В 1920—1930-е годы в Советский Союз ежегодно приезжало пять-шесть тысяч темнокожих людей, — говорит он. — Некоторые из них жили там как такие же граждане с такими же правами — которых у них не было в США до 1960-х годов. Официальная советская идеология была по-настоящему нерасистской».
В рамках проводимой фондом выставки Red Africa («Красная Африка») художники, кинематографисты и творческие люди со всего мира пытаются довести до современного зрителя малоизвестные факты из истории идеологических (коммунистических) связей между такими странами как Мозамбик, Гана, Эфиопия и Ангола. Отчасти это — попытка возродить забытое культурное наследие, но помимо этого мероприятие привлекает внимание к тем проблемам, которые испытывают темнокожие люди в путинской России.
«За последние 20 с лишнем лет история отношений между странами социалистического блока и странами третьего мира забыта или недооценивается», — говорит американский художник российского происхождения Евгений Фикс (Yevgeniy Fiks). Его последний проект посвящен тому, как африканцы и темнокожие американцы были представлены в советских пропагандистских материалах.
К сожалению, в последние два десятилетия происходит медленное уничтожение того, что было достигнуто. Похоже, что [в России] чувство солидарности между людьми исчезает, и при этом зарождаются предрассудки и нетерпимость».
В своих действиях в Африке СССР руководствовался не одними лишь идеалистическими доброжелательностью и великодушием. В такой же степени его интернационализм был попыткой поиграть мускулами на геополитической арене — продвинуть свою коммунистическую идеологию. И Запад, конечно же, с цинизмом относился к его намерениям в отношении развивающихся стран.
При этом общеизвестно, что режим жестоко обращался с национальными меньшинствами у себя в стране. В СССР повсеместно был распространен антисемитизм, а накануне и во время Второй мировой войны многие народы — в том числе немцы Поволжья, крымские татары и чеченцы — были депортированы. Но действия режима в Африке повлияли на отношение советских граждан к этому континенту и к жившим среди них чернокожим иностранцам.
«В Советском Союзе большинство советских граждан считали это правильным — это было проявлением дружбы и солидарности с угнетенными людьми, проявлением интернационализма.
«Думаю, что об этих взаимоотношениях не известно только на Западе. На постсоветском пространстве и в Африке об этом знают и все еще помнят. Во многих странах Африки есть много представителей интеллигенции, врачей и инженеров, получивших образование в СССР, которые продолжают выполнять свою важную работу».
Но, к большому сожалению представителей национальных меньшинств, в современной России эти забытые примеры из истории СССР вряд ли в ближайшее время вызовут у Путина угрызения совести.