МЮНХЕН — Последствия вмешательства России в Сирию простираются далеко за пределы Ближнего Востока. Военная кампания Кремля накренила тупиковую ситуацию в пользу правительства и подорвала усилия по подготовке политического компромисса, чтобы положить конец войне. Это, также предвещает начало новой эры в геополитике, в которой крупномасштабные военные интервенции не проводятся западными коалициями, а странами, действующими в собственных корыстных интересах, часто с нарушение норм международного права.
С момента окончания холодной войны, дебаты по поводу международных военных действий сталкивают мощные интервенционистские западные державы со слабыми странами, такими как Россия и Китай, чьи лидеры утверждали, что национальный суверенитет является священным и нерушимым. Разворачивающиеся события в Сирии, являются еще одним доказательством того, что все изменилось. В то время как Запад теряет аппетит к интервенции — особенно, с участием сухопутных войск — такие страны, как Россия, Китай, Иран и Саудовская Аравия, все чаще вмешиваются в дела своих соседей.
Как это ни парадоксально, мягко говоря, Россия использует концепцию, аналогичную R2P, чтобы оправдать свое вмешательство, только в этом случае она защищает правительство от своих граждан, а не наоборот. Усилия России, по сути, являются аргументом в пользу возвращения к эпохе абсолютного суверенитета, в котором правительства однозначно несут ответственность за то, что происходит в пределах границ своих стран.
Позиция России, также отражает ее предпочтение стабильности чем справедливости, и ее признание легитимности авторитарного правления. С распространением “цветных революций” в таких местах как Грузия, Украина и Киргизия, Россия и Китай все более настороженно относятся к народным восстаниям. Угроза вмешательства Запада, по их мнению, лишь усугубляет потенциал для нестабильности. Более того, китайцы придумали свой собственный жесткий внешнеполитический жаргон для этого чувства: fanxifang xin ganshe zhuyi (в свободном переводе, «противодействие западному нео-интервенционизму»).
Но уважение России к суверенитету имеет значительные ограничения. В Крыму, в 2014 году, Кремль принял совершенно иную доктрину вмешательства, оправдывая свои действия в Украине тем, что он защищал права этнических русских. Это подчеркивает возвращение к пред-Вестфальскому миру языковой, религиозной и сектантской солидарности, подобно тому, что практиковала царская Россия, когда она считала себя защитником всех славян.
Не удивительно, что это оправдание для вмешательства, быстро нашло сторонников в других частях мира. На Ближнем Востоке, Саудовская Аравия приняла параллельный аргумент для своей поддержки суннитских сил в Йемене и Сирии, равно как и Иран в поддержке своих союзников-шиитов в обеих странах. Даже Китай, все чаще толкают брать на себя ответственность за своих граждан и компании за рубежом. В начале гражданской войны в Ливии, Китай вывез десятки тысяч своих граждан из страны.
Все это происходит в то время, когда Запад теряет свое военное превосходство. Усовершенствование российских и китайских вооруженных сил и растущее совместное использование асимметричных стратегий государственными и негосударственными субъектами, выравнивает поле битвы. Действительно, распространение спонсируемых государством негосударственных субъектов в таких местах, как Ливия, Сирия, Крым и Донбасс, размывает различие между государственным и негосударственным насилием.
После Холодной Войны, Запад ввел международный порядок, который определил геополитику во всем мире. Когда этот порядок оказался под угрозой, западные лидеры почувствовали себя уполномоченными вмешаться в дела любого «государства-изгоя», вызывающего проблемы. Но сегодня этот порядок ставится под сомнение на нескольких фронтах одновременно — на глобальном уровне Россией и Китаем, а на региональном уровне все более напористыми игроками на Ближнем Востоке, в Латинской Америки и даже в Европе.
Поскольку новый порядок обретает форму, роли, которые страны играли последние 25 лет, по-видимому, будут изменены. На Западе, понятие суверенитета и ограниченное применение силы, скорее всего, вернется, в то время как национальные лидеры, которые традиционно призывали к сдержанности, станут все более смелыми в развертывании своих войск.