В 2014 году президент РФ Владимир Путин оптимистично заверил россиян во время своей ежегодной большой пресс-конференции, что экономика страны выйдет из кризиса максимум через два года «при самом неблагоприятном стечении обстоятельств». Однако судя по прогнозам российских государственных ведомств, обнародованным в конце февраля — начале марта 2016 года, Россию ждут еще три года кризиса, а затем стагнация до 2030 года.
Последние дни изобиловали плохими новостями для российской экономики. Причем источником их стали не «вражеские» международные организации вроде Всемирного банка, а российские государственные структуры.
В своем опубликованном 3 марта докладе Департамент исследований и прогнозирования Центробанка РФ заявил, что «перспективы восстановления российской экономики пока туманны» и полноценное ее восстановление «окажется затяжным». По данным агентства, в январе ВВП страны сократился на 3,7%, а по итогам всего года, даже если удастся добиться «позитивной динамики», ВВП все равно упадет более чем на 1% ниже уровня глубоко кризисного 2015 года (глянуть дальше аналитики департамента, видимо, не решились).
Более того, по предварительному долгосрочному прогнозу Минфина РФ, попавшему в СМИ, при сохранении нынешней структуры российская экономика будет стагнировать до 2030 года. Так, за 2014-2030 гг. ВВП вырастет всего на 13%, т.к. усредненный рост будет составлять всего 0,8% в год. Для сравнения, до кризиса экономика России прибавила около 13% за 2011-2013 гг. К уровню даже весьма тяжелого 2014 года экономика вернется лишь к 2020 году, а реальные доходы населения до показателей 2014 года поднимутся почти через 10 лет, аж к 2025 году. Единственным способом избежать многолетнего застоя, согласно прогнозу, является проведение глубоких реформ для изменения структуры экономики.
С позицией Минфина согласен глава Сбербанка РФ Герман Греф, на протяжении первых двух президентских сроков Путина возглавлявший Министерство экономического развития и торговли.
«В случае, если мы в ближайшие годы [реформы] не проведем, то тогда возможно долгосрочное замедление экономики и стагнация. … Нашей экономике прописаны реформы, и этим надо заниматься», — приводит слова Грефа агентство RNS.
Однако с проведением структурных реформ могут возникнуть значительные проблемы.
Во-первых, обещания подобных преобразований звучали на протяжении всей «эпохи Путина». Например, еще десять лет назад, в мае 2006 года, Путин заявил, что его администрация «уже приступила к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, … приданию ей инновационного качества». Однако в действительности за этот период экономика как никогда ранее глубоко села на нефтяную иглу. Для проведения серьезных реформ в России, судя по всему, не хватает политической воли.
Во-вторых, даже если Кремль таки решится на обширные структурные изменения в экономике, этому могут помешать факторы финансового характера. В частности, 1 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал состоящий из 120 пунктов антикризисный план на 2016 год.
Однако тут сразу появился ряд сложностей. Изначально на антикризисные меры планировалось потратить 880 млрд рублей. Но глава Минфина Антон Силуанов заявил, что на исполнение плана не хватает средств. Он предложил решить проблему, потратив до 342,2 млрд рублей из президентского резерва (который, кстати, формируется за счет заморозки, т.е. фактического изъятия правительством, пенсионных накоплений россиян.
Между тем у президента на эти средства, видимо, были свои планы, поэтому окончательный вариант антикризисного плана «похудел» на 22% до 685 миллиардов рублей. Но даже в урезанной версии из 120 пунктов плана 23 остались без финансирования.
И, в-третьих, серьезные вопросы вызывает часть антикризисного плана, включающая, по словам чиновников, меры «для структурной перестройки модели экономического развития». Она подверглась критике за отсутствие ключевых элементов реструктуризации и поддержки бизнеса. Кстати, схожие нелестные замечания прозвучали и в адрес антикризисного плана на 2015 год, лишь около четверти пунктов которого властям удалось выполнить полностью, что в очередной раз вызвало вопросы относительно желания и способности правительства проводить реформы.
Учитывая недостаток политической воли, денег и профессионализма, шансы на скорое успешное проведение существенных структурных преобразований представляются призрачными. А значит весьма возможно, что Россию действительно ожидает очень длительный период застоя похлеще брежневского.