В 1984 году у меня выпала возможность посетить СССР. Когда я приехал в Москву, уже было темно, но я не смог удержаться, чтобы не пойти на Красную площадь. Я был поражен ее величием! Она была символом советской власти, ее сердцем.
С одной стороны Кремлевская стена, выходящая на Красную площадь, является колумбарием для урн с прахом, вдоль стены также располагаются захоронения. Здесь преимущественно хоронили видных государственных и военных деятелей СССР. Мавзолей Ленина стал центром кремлевского некрополя. Он использовался как трибуна, на которой появлялись деятели Политбюро и советского правительства, военачальники, а также почетные гости во время различного рода торжеств на Красной площади.
Здесь же располагаются Исторический музей и необычайно красивый храм Василия Блаженного. В те далекие годы над Кремлем гордо развевался красный флаг Советского Союза с изображением золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды.
Я был восхищен великолепием, окружавшим меня, и провел на Красной площади несколько часов. Было уже около 10 часов вечера, когда я отправился в гостиницу. На улицах не было ни души. Меня страшно мучила жажда, но я никак не мог найти заведения, где можно было бы выпить воды. Неожиданно на углу одной из улиц я увидел автомат для продажи газированной воды. Он мне показался странным, так как люди пили воду из одного граненого стакана, не было никаких одноразовых пластмассовых стаканчиков. Работал автомат просто: бросаешь монетку, нажимаешь одну из трех кнопок, выбрав вид воды, и она мгновенно наливается в подставленный стакан. Была система автоматического споласкивания, и этого вполне хватало — в плане медицинской безопасности. Я тщательно вымыл стакан, протер его носовым платком, налил газированной воды и залпов выпил. После ярко освещенной Красной площади соседние московские улицы выглядели сумрачно.
Длинные очереди
На следующее утро я отправился смотреть, как живут москвичи. Впечатление было ужасное. У продуктовых магазинов были длинные очереди, товаров на всех катастрофически не хватало.
Тогда я впервые увидел репродуктор, из которого доносилась только нужная для властей информация.
Я пошел снова на Красную площадь, где находился крупнейший универмаг страны — ГУМ. Внутри здания были многочисленные отделы, на прилавках которых беспорядочно были выложены горы одежды и обуви. Больше всего меня поразил обувной отдел. Из обуви продавались только всесезонные ботинки «прощай, молодость» черного или коричневого цвета. При этом обувь не была в коробках по парам. Приходилось, к примеру, примерив левый ботинок, прыгать на одной ноге к продавцу за правым.
Это был коммунизм. СССР был способен строить современные атомные подводные лодки и самолеты, создавать атомное оружие, космические спутники и иметь самую большую в мире армию, оснащенную современным оружием.
СССР был второй мировой державой после США, но советские граждане постоянно испытывали невероятные трудности и лишения. Советское правительство за бесценок поставляло нефть своим союзникам в обмен на их лояльность и верность коммунистическим идеям.
Советский Союз поддерживал и финансировал политические и военные авантюры Кубы в Африке и Центральной Америке. В то же время был не способен обеспечить население страны продуктами питания и товарами первой необходимости. Повсюду ощущался дефицит мебели, качественной обуви, не было даже таких элементарных вещей как пластмассовых стаканчиков и коробок для обуви, без которых не могли существовать жители западных стран.
Советская власть не считала нужным освещать улицы, производить в достаточном количестве легковые автомобили. Вместе с тем партийная номенклатура купалась в роскоши и совершенно не заботилась о самых простых вещах, таких как, например, свобода слова.
Поодиночке
Коммунизм должен был закончиться, и это случилось, когда люди устали быть винтиками советской системы. Восточная Европа не захотела быть больше вассалом СССР. Железный занавес и Берлинская стена рухнули. Не избежал развала и Советский Союз — 16 республик, входивших в состав СССР, в 1991 году провозгласили свою независимость.
Коммунизм, опиравшийся на Красную армию, без единого выстрела ушел в небытие.
Годы спустя Уго Чавес попытался возродить коммунистические идеи, придав им форму Социализма XXI века. Он, как и Брежнев, использовал нефть в качестве инструмента для завоевания позиций на международной арене. Исход казался плачевным. После смерти Брежнева в 1982 году цены на нефть обрушились с 42 долларов за баррель до 9 долларов. Такого падения цен на «черное золото» не выдержала советская экономика. Экономика Венесуэлы после кончины Чавеса и падения цен на нефть со 116 долларов за баррель до 30 долларов также приходит в упадок.
Венесуэла вступила в свой «особый период». Ощущается острая нехватка продовольствия и медикаментов. На улицах городов можно наблюдать огромные очереди за товарами первой необходимости. СССР пережил этот период, и теперь нам придется пройти по тому же самому пути. История повторяется.