Умар Чеченец, «генерал черной армии», «министр войны халифата» и культовая фигура группировки «Исламское государство», возможно был ликвидирован 4 марта на северо-востоке Сирии, заявили во вторник США. Однако в среду представители Сирийской Обсерватории по правам человека сообщили, что лидер боевиков был действительно тяжело ранен, но выжил.
Абу Умара аш-Шишани легко узнать по черной шапке и длинной рыжей бороде. Менее чем за три года ему удалось стать одним из самых приметных военных лидеров ИГ: сообщения о его гибели звучали уже семь раз из курдских, иранских и чеченских источников.
Настоящее имя этого 30-летнего исламиста — Тархан Батирашвили. Этот сын православного христианина обратился в ислам, отбывая тюремный срок в своей родной Грузии. Он появился на свет в 1986 году в одной из деревень Панкисского ущелья и рос в этом пограничном с Чечней регионе, большинство населения которого составляют кистинцы, потомки чеченских иммигрантов XIX века (его мать была одной из них).
Оказавшись на свободе, он сразу же присоединился к чеченским мятежникам в Турции, большая часть которых относится к радикальной группировке «Кавказский эмират» (ведет повстанческую войну в Чечне и на территории других кавказских республик России вроде Дагестана и Ингушетии). По данным главы ФСБ РФ Александра Бортникова, в феврале 2016 года число русскоговорящих боевиков в Сирии достигло отметки почти в 2 тысячи человек.
Как бы то ни было, Сирия не казалась особенно привлекательной Умару аш-Шишани. Сначала он пытался развернуться на территории Йемена и Египта, но не добился особых успехов. В конечном итоге он все же перебрался в Сирию, где возглавил батальоны боевиков «Кавказского эмирата», которые вели наступление у Алеппо вместе со связанным с «Аль-Каидой» движением «Джебхат ан-Нусра».
Кто есть кто среди иностранных исламистов
Его группировка «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар» («Армия переселенцев и помощников») служила ударными войсками и специализировалась на фронтальном наступлении на позиции сирийских правительственных войск, открывая тем самым путь для боевиков «Джебхат ан-Нусра». В 2013 году аш-Шишани и его люди сыграли решающую роль во взятии авиабазы Манаг на севере Алеппо, что стало тяжелым ударом для режима Башара Асада. Различные группы мятежников безуспешно осаждали базу (опорный пункт для армейских вертолетов) почти целый год, но она пала лишь после того, как кавказские коммандос (впереди них отправились два смертника на заминированных машинах) пробили брешь в линии обороны режима. Операция была запечатлена в пропагандистском видео: с улыбкой на лице среди своих людей аш-Шишани громко заявил о себе в исламистской среде.
Как бы то ни было, в группировке произошел раскол: одни присягнули на верность лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади, другие отказались. Умар аш-Шишани выбрал ДАИШ. В появившемся в августе 2014 года трехчасовом видео он объясняет решение присоединиться к халифату эмира Кавказа Алиасхабу Кебекову (ликвидирован российским спецназом в Дагестане в апреле 2015 года).
В рядах ИГ Умар аш-Шишани быстро проявил себя среди военачальников. В конце 2013 года его назначили военным эмиром северного региона ИГ и сделали членом Меджлис аш-Шура, центрального комитета и руководящего органа исламистской организации. Во время масштабного наступления ИГ у Мосула и на всем севере Ирака летом 2014 года он вышел в первые ряды организации, возглавив войска, которые заняли и взорвали иракские и сирийские посты на границе двух стран. Причем, сделано это было отнюдь неслучайно: аш-Шишани символически уничтожил границу, которую прочертили европейские колониальные державы после Первой мировой войны по тайному франко-британскому соглашению Сайкса-Пико. В результате он стал иконой транснациональной исламистской утопии.
Тем не менее, о своих корнях он не забыл. В появившемся 24 сентября 2014 года обращении на исламистских сайтах он пообещал 5 миллионов долларов тому, кто убьет президента Чечни Рамзана Кадырова, которого назначил Владимир Путин в 2007 году. Как сообщает сайт «Кавказский узел», в составленном им списке значатся еще 11 официальных лиц Чеченской республики. Год назад Рамзан Кадыров сам говорил о смерти своего врага, однако пока никак не отреагировал на недавнее заявление Пентагона.