Продвижением пресс-релизов Газпрома на польском языке занимается компания Media Metropolis, которая рассылает сообщения журналистам и другим людям из своего списка. В них входят переведенные на польский высказывания представителей концерна, на которые потом иногда ссылаются польские СМИ. Бывает, они сами связываются с Media Metropolis, чтобы получить официальный комментарий петербургской газовой компании. Рассылка релизов или ответы на вопросы журналистов — это законная и совершенно приемлемая деятельность по созданию и распространению информации. Возможно, в ней есть элементы пропаганды, однако это часть «конвенциональной» информационной политики. Польские фирмы тоже приукрашивают реальность, защищая свои котировки. Общественность могла слышать о Media Metropolis как минимум с 2012 года, когда о контактах с этим агентством сообщала Gazeta Wyborcza. Ничего нового. Однако тема вновь всплыла на поверхность. О существовании Media Metropolis напомнил в социальных сетях экономический журналист Петр Мачёнжек (Piotr Maciążek). И, возможно, это подходящий повод рассказать о важных фактах.
Обращаясь к комментатору, PR-агентство внезапно переориентируется с режима передачи на режим приема, чтобы добыть сведения, которые попадут к неизвестному получателю. Единственный ответ, который мне удалось получить, когда я спросил прямо, почему расспрашивают именно меня, это заверение, что «информация предназначается для внутреннего использования». Хотя в портфолио Media Metropolis Газпром отсутствует, представитель агентства сообщил в переписке со мной, что он собирает комментарии по поручению компании Ketchum. Эта организация, по данным Politico от января 2015 года, в 2006-2014 годах получила от Газпрома 60 миллионов долларов. Как мне известно, на нее в Польше работает также компания United PR. Любопытными примерами мягкого пиара российских фирм в нашей стране служат ознакомительная поездка в Россию, организованная группой «Акрон», или оплаченные приглашения на конференцию «АТОМЭКСПО-2014», которую спустя несколько месяцев после аннексии Крыма Россией устроил «Росатом». Поляки по-разному отреагировали на эти предложения. Я, со своей стороны, скажу, что «Акрон» меня не приглашал, а на конференцию «Росатома» ехать мне не хотелось.
Неофициальную передачу информации компании Ketchum я счел не совсем приемлемой и отослал агентство к своим статьям, в которых я, ничего не скрывая, представляю свое мнение на тему Энергетического союза и газового пакета. Media Metropolis, к которому у меня были вопросы, отозвало свою просьбу. Мне сообщили, что необходимую информацию удалось получить от «других людей», разумеется, без уточнений, от кого именно. Неизвестно, какая за этим кроется цель, и каковы будут последствия опроса, проводимого агентством, которое занимается сбором данных для Газпрома в Польше. Похоже на то, что россияне хотят лучше узнать, что думают занимающиеся этой проблематикой поляки о ключевом проекте, который угрожает интересам Газпрома в Европе. Вопрос: не следует ли заинтересоваться этим делом нашим спецслужбам?