В этом году турецкие власти по-настоящему отметили 8 марта. Если, например, в Армении даже в аэропорту приезжающих женщин встречали с цветами, то в Стамбуле местная полиция поздравила вышедших на улицу женщин с Международным женским днем резиновыми пулями. А одну из них, в качестве бонуса, даже арестовали.
Европейская мечта Эрдогана
Было бы наивно полагать, что несколько сот женщин, вышедших на улицу 8 марта, представляли для властей Турции такую опасность, из-за которой стоило бы в целях самосохранения разгонять их резиновыми пулями и давать этому инциденту такую большую огласку.
Кроме того, газета Zamman все же придерживается оппозиционных взглядов, несмотря на то, что у ее основ стоят националистические элементы. То есть, несмотря на оппозиционность, у нее всегда были глубинные связи с властями. Но Эрдоган все же решил уничтожить газету, хотя и понимал, какой шум поднимется из-за этого и какое давление будет оказывать Запад.
Это убеждение Анкары, безусловно, обосновано. Так или иначе, неоспорим факт, что пока в Стамбуле стреляли по митингующим женщинам, руководство Евросоюза на саммите Турция-ЕС за одним столом спокойно обсуждало разные вопросы с властями Турции, в том числе, как позднее заявил председатель Европейского Совета Дональд Туск, Турции было обещано открыть «новые главы» переговоров по членству в ЕС.
Этот шаг европейских чиновников был настолько неприятен, что даже влиятельная британская газета Guardian не сдержалась։ «Вид поклоняющихся президенту Турции европейских лидеров был отвратителен…»
Вопрос в том, сможет ли ЕС этими играми решить миграционный кризис, ставший столь опасным по вине тех же европейских чиновников, в том числе канцлера Германии Меркель и президента Франции Олланда? С другой стороны, сможет ли Эрдоган использовать эти игры с ЕС, чтобы для начала найти выход из смертельной ситуации, сложившейся в результате проигрыша в Сирии, а затем и из постоянно усиливающейся взрывоопасной внутриполитической ситуации?
Начнем с того, что та же Guardian выражает интересную мысль об »открытии новой главы» в переговорах присоединения к ЕС։ «Чем сильнее ЕС настаивает на том, что однажды Турция станет ее членом, тем больше усиливаются те силы в Европе, которые хотят выйти из ЕС». Намек вполне понятен. В случае вхождения Турции в ЕС, то есть предоставления права беспрепятственного въезда гражданам Турции, начнется такая турецкая миграционная экспансия, при которой сегодняшние миграционные потоки покажутся европейским странам цветочками. И, судя по заявлению премьер-министра Турции Ахмеда Давутоглу, которое он сделал после встречи с Меркель, о том, что достигнута договоренность об отмене визового режима с ЕС для граждан Турции уже этим летом, кажется, эти «счастливые» дни Европы не заставят себя ждать. Взамен на это Турция обещала заблокировать потоки мигрантов в Европу из других стран. Но значительная часть мигрантов сегодня достигает европейских границ совсем не через территорию Турции. Кроме того, в Турции много сирийских мигрантов, и вопрос в том, не успеют ли они получить турецкое гражданство к тому моменту, когда Турции предоставят безвизовый режим с ЕС, и не смогут ли они тогда свободно перебраться в Европу в качестве турецких граждан? Если к этому еще прибавить миллионы граждан Турции, желающих переехать в Европу (а внутренняя политика Эрдогана, несомненно, способствует этому), становится понятно, что при заключении этой сделки, европейские страны уже этим летом должны ожидать 5-6 миллионный исламистский поток мигрантов. И это при том, что нынешние 1-1,5 миллиона мигрантов довели Европу чуть ли не до расторжения Шенгенского договора.
Старт проекта Великого Курдистана?
Получается, Европа откроет свои двери перед Турцией, четко понимая, что это для нее смертельно опасно? Ответ будет известен через несколько месяцев, но на этот момент процесс больше похож на уловку, ведущую Эрдогана в капкан. Речь идет о следующем…
После поражения в Сирии перед Турцией закрылись двери на всех геополитических направлениях, и возобновление активных отношений на европейском направлении сейчас кажется спасением. Эрдоган тоже, видимо, взволнованный этой возможностью, начал постепенно мириться с неизбежным отказом от претензий относительно границ Сирии.
Тем временем, в Сирии намечаются интересные тенденции. Курдские силы юго-восточной части, которые, так сказать, действуют под покровительством США, начали активно продвигаться и уже практически достигают границ заявленной столицы Исламского государства (запрещенная в России организация — прим. ред.) — города Ракка. Одновременно, согласно заявлениям сирийских властей, за последние дни в Ракке началось восстание преданных им сил и накануне им даже удалось взять под свой контроль 10 районов города. Отметим, что организовать восстание в Ракке без внешней поддержки было невозможно, и если восстание действительно произошло, это говорит о возможной поддержке российской стороны. Одним словом, уже чувствуется, что столица Исламского государства скоро падет. Но складывается ощущение, что идет упорная борьба за взятие города между силами, финансируемыми американцами и русскими. Если речь идет о силах, финансируемых американцами или русскими, это подсказывает, что после официального падения ИГ в Сирии могут образоваться две зоны, подконтрольные США и России, с возможной договоренностью о таком разделении страны в будущем.
И именно здесь для Турции кроется смертельная опасность. Как было отмечено, зона влияния США распространяется на юго-восточную зону, населенную курдами. Причем, еще несколько месяцев назад США начали строительство военно-воздушной базы, и несколько дней назад стало известно, что еще одна база будет основана в приграничном с Турцией городе Кобани. Но зачем США нужны две базы в населенном курдами регионе? Если ситуация в Сирии успокоится и даже если Сирия разделится на две части, необходимости в этой базе не будет. Тем более, учитывая, что у США есть базы на территории соседних Ирака и Турции. Существование еще двух баз может, как минимум, дать возможность Вашингтону при желании вывести базу из Турции к более незащищенным и не имеющим дополнительных претензий и требований курдам. Курды в этом случае получат реальную возможность обрести самоуправление, с перспективой ее распространения на иракский Курдистан. Кроме того, после основания американской военной базы в сирийском Курдистане, Турция лишится своего главного козыря — возможности шантажировать США выводом базы со своей территории.
В конце концов, если американские базы будут расположены у курдов, турецкие курды, которые намного теснее связаны с сирийскими, чем иракскими курдами, станут основными партнерами США, вместо Турции с ее территориальными претензиями.
Получается, пока Эрдоган радуется достижениями на европейском направлении, под его носом стартует проект Великого Курдистана, с той разницей, что если раньше Анкара противостояла этому, угрожая США сблизиться с Россией, сейчас она лишилась и этого козыря.