Школа № 106 находится в спальном районе Запорожья, пишет Юлия Кораблева в № 8 журнала от 4 марта 2016 года. Прежде в новостях она никогда не мелькала, но в декабре 2014 года прогремела на всю Россию, став топ-темой вечернего ток-шоу на федеральном телеканале.
Оказалось, что на уроке природоведения в третьем-четвёртом классах учителя предлагают детям кормить синичек, потому что они жёлто-синие, украинские птицы. И всячески избегать поддержки, а ещё лучше — охотиться на снегирей, потому что это птицы, символизирующие ненавистную Россию.
Эту историю в эфире поведал, оживлённо жестикулируя, выходец из Запорожья Владимир Рогов. Учителей 106-й школы подобный бред удивил, украинский интернет заполнился мемами и фотожабами, но гости студии осуждающе цокали языком и качали головами.
Рогов, в прошлом активист Антимайдана и один из лидеров запорожских сепаратистов, сейчас часто появляется на российских телеэкранах. Из Запорожья он сбежал шумно: сначала Антимайдан забил тревогу, что одного из его лидеров похитили. Позже пропажу нашли в Москве, где активист давал пресс-конференцию. С того момента Рогов не рискует возвращаться домой.
Всего с февраля 2014 года открыто 869 «сепаратистских» дел. Под стражей содержится 71 подозреваемый, ещё 81 фигурант сбежал из страны
И опасения небеспочвенны: на Украине его моментально задержат силовики. На запрос Корреспондента в Службе безопасности Украины (СБУ) ответили, что всего с февраля 2014 года открыто 869 «сепаратистских» дел. Под стражей содержится 71 подозреваемый, ещё 81 фигурант сбежал из страны.
Часть из них — непосредственные идеологи непризнанных республик. Свою деятельность они перенесли в основном на оккупированный Донбасс и в Россию, где грозят Украине распадом, называя её «страной 404» — по аналогии с «ошибкой 404», сообщением о несуществующей веб-странице.
«Украина, к сожалению, была расстреляна на Майдане и кремирована в Одессе», — заявил Рогов, согласившийся пообщаться с Корреспондентом через соцсеть.
Столица на час
На площади Свободы в Харькове пустынно. В начале площади стоит палатка для сбора помощи бойцам АТО. На месте огромного памятника Ленину — только его ботинки. Трудно поверить, что всего два года назад именно бронзовый Ильич спровоцировал волнения в Харькове, которые вылились в апрельскую бойню. Тогда около тысячи сторонников Евромайдана были атакованы своими антимайдановскими оппонентами.
За неделю до этого местные сепаратисты захватили Харьковскую облгосадминистрацию. Один из них оказался на флагштоке, куда водрузил российский флаг — позже выяснится, что это москвич Мика Ронкайнен. Толпа ревела от восторга, выкрикивая лозунги против «фашистов» и «бандеровцев».
Когда весна 2014 года всерьёз поставила под сомнение существование Украины в её привычных границах, а после аннексии Крыма по городам юго-востока прокатилась волна пророссийских митингов, Харьков оказался в центре событий. Именно его сепаратисты называли возможной столицей будущей «Новороссии».
Идеологами «Харьковской народной республики» выступали несколько человек. Большая часть из них сейчас в СИЗО дожидается суда. Это, например, Спартак Головачёв и Юрий Аптухин. Первый был активным организатором захватов админзданий. Второй — лидером пророссийского объединения Великая Русь. По данным СБУ, в 2014 году Аптухин готовил теракты на 9 мая, за что и был задержан.
За решёткой оказался и известный ещё по киевскому Антимайдану Игнат Кромской, больше известный как Топаз. Свою известность он получил благодаря выложенному в Youtube ролику «Топаз, дай команду». Его тоже подозревают в организации захвата Харьковской ОГА.
Впрочем, наиболее активным харьковским сепаратистам удалось избежать наказания. Местный журналист и пиарщик Константин Долгов даже претендовал на роль «народного губернатора». У Долгова был свой интернет-портал в Харькове, в своё время он сотрудничал с Украинским выбором Виктора Медведчука. По данным реестра физлиц, на Долгова в Харькове до сих пор зарегистрировано ЧП. Весной мятежного 2014-го Долгов был задержан и благополучно отпущен под домашний арест. Позже он предсказуемо сбежал. Его география стандартна — Крым, Россия и Донецк.
Но в отличие от своих «коллег», Долгов неплохо устроился. Он — официальный представитель так называемого министерства иностранных дел ДНР, часто выступает на федеральных каналах России. Образ «борца за права Донбасса» держит на уровне: на одном из эфиров канала Россия-24 Долгов даже полез в драку с оппонентом, за «оскорбление чувств Новороссии». Но если ещё год назад страничка Долгова в Facebookпестрила угрозами возвращения «ХНР», то сегодня несостоявшийся народный губернатор ограничивается лишь колкими выпадами в адрес украинской власти.
Непосредственный создатель «ХНР», преподаватель Антон Гурьянов сначала тоже сбежал в Москву. Правда, сейчас, на его страничке в соцсети указан город проживания Донецк. Как выяснил Корреспондент, Гурьянов работает в Донецке, в аппарате «Народного совета ДНР». Прошлым летом он записал обращение, в котором заявил, что «республики не сливают, а Харьков будет свободным». При этом Гурьянов ещё и представляет «правительство Харькова в изгнании».
В начале прошлого года Долгов публично побил горшки с Игорем Стрелковым-Гиркиным. Долгов обвинил Гиркина в сдаче Славянска [5 июля 2014 года украинские военные освободили город от сепаратистов во главе с Гиркиным, после чего он со своими людьми отправился сперва в Донецк, а оттуда — в Россию]. Тот в долгу не остался и заявил, что Долгов сбежал из Харькова с деньгами, предназначенными «на борьбу с хунтой». На том бывшие собратья и разошлись.
«Долгов действительно отвечал за политическое направление „ХНР“, — говорит Корреспонденту харьковский политолог Антон Авксентьев. — Насколько я знаю, он был непосредственно связан с [помощником президента РФ Владиславом] Сурковым и финансирование шло через него. В узких кругах Харькова поговаривают, что с деньгами-то Долгов и сбежал».
Улицы убитых снегирей
«Сейчас я занимаюсь помощью беженцам и пострадавшим от рук ВСУ, — деловито рассказывает Рогов Корреспонденту о своей нынешней деятельности. — Речь идёт и о людях, проживающих на оккупированной киевскими властями территории».
Идеологов «Запорожской народной республики» в городе было трое. Кроме, собственно, Владимира Рогова, главы общественной организации Славянская Гвардия, это ещё и редактор местного сайта ИскраАртём Тимченко, а также предводитель лояльного к прошлой власти казачества Александр Патаман. Последний со своими «казаками» принимал непосредственное участие в кровавом разгоне запорожского Евромайдана в январе 2014 года. Весной того же года Патаман выехал в Крым — сказал, что испугался Правого сектора.
Тимченко когда-то назвал себя «использованным резиновым изделием», рассказывая о своем сотрудничестве с бизнесменом Евгением Черняком. С тех пор у Тимченко появилось характерное прозвище, которое намертво закрепилось за ним в журналистских кругах. Там Артёма откровенно недолюбливали — у него была репутация черного пиарщика и «джинсовика» [на журналистском сленге «джинса» — заказной оплаченный материал].
Когда Евромайдан закончился поражением Партии регионов, Тимченко совместно с Роговым начал раскачивать ситуацию в Запорожье. Всё началось с митинга против сноса памятника Ленину. Там впервые и прозвучали месседжи о создании «ЗНР». Но попытка создания «республики» провалилась. Тимченко сбежал на Донбасс, где стал депутатом «Новороссии» и козырял в Facebookфотографиями с экс-нардепом Олегом Царёвым.
Боевое крыло запорожских сепаратистов представляет Владимир Новиков, более известный под позывным Алабай. По слухам, до Евромайдана, Новиков был в команде Евгения Анисимова — скандального бизнесмена, которого называли теневым «смотрящим» в области. Сейчас Алабай командует батальоном Троя в «ДНР» и грозит запорожцам терактами. Например, за снос того самого Ленина.
Жемчужина раздора
В Одессе местный сепаратист Валерий Кауров начинал бойко. Он не ограничился «Одесской народной республикой», а объявил себя по совместительству ещё и «президентом Новороссии».
Куликово поле в Одессе тогда прочно ассоциировалось с местным Антимайданом. Всё начиналось с привычных уже митингов за федерализацию и против киевской власти. Потом появились российские флаги. И наконец, Россию стали призывать прийти и реализовать крымский сценарий.
Пролитая кровь евромайдановцев и антимайдановцев привела к тому, что столкновения в Одессе даже затмили события на Донбассе. 2 мая, когда Украина уже проводила АТО, митинги непримиримых врагов собрали несколько тысяч людей. Тогда было понятно, что этот день окончательно решит, идёт ли Одесса по украинскому или по сепаратистскому пути.
Пожар в Доме профсоюзов фактически уничтожил сопротивление Антимайдана. Его лидеры массово отправились в Россию. Например, экс-депутат от КПУ Алексей Албу. Во время штурма здания Одесской облгосадминистрации, 3 марта 2014 года, он отвечал за прорыв сепаратистов внутрь здания.
Идейный сторонник «русского мира» Александр Васильев, бывший депутат одесского горсовета, сбежал в Крым. Его «коллега» Антон Давидченко в пророссийских кругах Одессы был известен ещё до 2014 года. Именно Давидченко был публичным представителем Антимайдана и курировал пророссийскую политику в лояльных СМИ.
«Президент Новороссии» Валерий Кауров выехал в Москву ещё до майских событий. На его странице в соцсети каждая вторая запись — про «зверства хунты» в его родном городе. Несмотря на то, что от него открестились местные сепаратисты, Кауров не теряет надежды вернуться.
Федеральный план
«Конечно, я хочу вернуться!» — пишет Корреспонденту Владимир Рогов. Кажется, что если бы мы сейчас не переписывались с ним в чате, а говорили вживую, наш собеседник перешёл бы на крик.
«Именно поэтому я не отказываюсь от гражданства Украины и не получаю российского, — продолжает запорожский сепаратист. — Мне и моим соратникам ближе по душе Новороссия».
Другие неудавшиеся основатели «республик» тоже не скрывают своего желания вернуться домой. Вот только всерьёз бывших главных сепаратистов там никто не воспринимает.
«Сбежавшие могут иметь влияние в Одессе, но оно минимальное и непрямое, — объясняет одесский политолог Ярослав Католик. — Их главная задача — создавать информационный шум вокруг Одессы и нагнетать обстановку».
Эксперты в один голос говорят, что для создания «республик» момент уже упущен. И сейчас их возрождать никто не возьмётся, как бы ни хотелось этого бывшим «президентам». К тому же, провалив «русскую весну» на местах, идеологи сепаратистского движения потеряли авторитет среди своих сторонников, став, по сути, «сбитыми лётчиками».
Политолог: Все эти сепаратисты планомерно занимались распилом денег ещё до Евромайдана. Они спонсировались Россией, имитировали бурную деятельность, а когда нужно было раскачивать «русскую весну», выяснилось, что они не могут этого сделать
«Дело в том, что все эти сепаратисты планомерно занимались распилом денег ещё до Евромайдана, — уверен запорожский политолог Роман Пятигорец. — Они спонсировались Россией, имитировали бурную деятельность, а когда нужно было раскачивать „русскую весну“, выяснилось, что они не могут этого сделать. Нет ни людей, ни ресурсов, ни подготовленного общества. Конечно, Кремль такого не прощает. И Рогов, и Тимченко, должны радоваться, что вообще остались живы».
Сегодня уровень сепаратистской угрозы в юго-восточных регионах всё равно нельзя назвать низким. СБУ регулярно отчитывается о задержаниях людей, готовящих теракты. Но при этом очевидно, что вернуться домой сепаратисты смогут только при условии, что власть на Украине сменится на лояльную к России, а государственное устройство станет федеративным. Именно этот месседж активно продвигал Рогов в беседе с Корреспондентом.
«Республики уже точно не будет, но будут продвигаться другие идеи — например, федерализации, — говорит харьковчанин Авксентьев. — И этот процесс уже пошёл».