Лексус и Вован стремительно завоевывают репутацию самых озорных и бесшабашных россиян. Эта парочка профессиональных пранкеров, которых зовут Алексей Столяров и Владимир Кузнецов, за последние несколько месяцев разыграла самых разных известных людей, от Элтона Джона до президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако критики подозревают, что за шутливыми выходками этого дуэта скрывается мрачный секрет, а именно: связи с российскими секретными службами.
На прошлой неделе эти пранкеры снова попали в заголовки газет после того, как они, по всей видимости, сумели убедить Надежду Савченко, украинскую гражданку, в настоящее время находящуюся на скамье подсудимых в России по обвинению в убийстве российских журналистов, прекратить голодовку. Фальшивое письмо и телефонные звонки заставили адвоката Савченко Марка Фейгина поверить, что украинский президент Петр Порошенко лично попросил ее прекратить голодовку.
Вмешательство в дело с голодающей обвиняемой, проходящей по чрезвычайно неоднозначному делу, очень сильно отличается от дерзких шуток в духе Саши Барона Коэна (Sacha Baron Cohen), поэтому, когда Фейгин узнал об обмане, он в гневе обвинил пару пранкеров в том, что они работают на Кремль и российские спецслужбы. Кроме того, он пообещал подать на них в суд.
Лексус и Вован отрицают это обвинение. «Мы работаем на себя и больше ни на кого, — сказал 28-летний Столяров, сидя за столиком одного московского кафе. — Нам часто предлагают поучаствовать в каких-нибудь грязных играх. Мне однажды предложили 100 тысяч долларов за розыгрыш одного депутата. Но мы отказываемся».
30-летний Кузнецов подтвердил слова своего друга: «Мы выбираем только тех, кто нам интересен». По его словам, цель розыгрыша в случае с Савченко заключалась в том, чтобы «выяснить, согласится ли она признать свою вину».
Эта пара пранкеров впервые попала в заголовки газет, когда она разыграла Элтона Джона, позвонив ему и представившись Владимиром Путиным. Музыкант, который выступал с резкой критикой российского закона о пропаганде гомосексуализма, прежде заявлял, что он хотел бы встретиться с российским президентом, чтобы обсудить права представителей сексуальных меньшинств, и очень обрадовался, когда, как ему показалось, его желание почти осуществилось.
«Я очень польщен, что он позвонил мне, и что я разговаривал с ним. Это огромная честь — иметь возможность поговорить с одним из самых влиятельных людей мира», — сказал Джон, искренне полагая, что ему удалось поговорить с Путиным через переводчика, в роли которого якобы выступал его пресс-секретарь Дмитрий Песков. На самом деле роль Путина взял на себя Столяров, а Кузнецов изображал Пескова.
«Они вообще не стали нас проверять, дозвониться было очень легко», — сказал Кузнецов. После того как Джон опубликовал в Instagram весьма эмоциональный пост о звонке Путина, Кремль быстро выступил с его опровержением, и скоро выяснилось, что это был всего лишь розыгрыш. В результате поднявшейся волны негодования Кремль действительно организовал звонок Путина Джону, хотя на этот раз подготовка звонка заняла некоторое время, поскольку помощники певца решили, что это, возможно, тоже розыгрыш.
«Я слышал, что им пришлось привлечь российского посла в Лондоне, который убедил их в том, что на этот раз звонит настоящий Путин, — сказал Столяров. Но в любом случае я считаю, что Элтон Джон у нас в долгу. Если бы не наш розыгрыш, настоящий Путин никогда ему не позвонил бы».
В феврале, как утверждают пранкеры, они дозвонились до Эрдогана, представившись Порошенко и премьер-министром Украины Арсением Яценюком. В ходе звонка голос, который очень похож на голос лидера Турции, сообщает им, что он «никогда» не принесет России извинения за ноябрьский инцидент, когда турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик, предположительно нарушивший воздушное пространство Турции.
Источник в администрации турецкого президента сообщил российскому информационному агентству «РИА Новости», что такого звонка не было, однако пранкеры утверждают, что им действительно удалось поговорить с лидером Турции, и что это уже не первый раз, когда им удалось разыграть президентов. В 2014 году они дозвонились до лидера Белоруссии Александра Лукашенко, представившись Виктором Януковичем-младшим, сыном свергнутого украинского президента и убедив Лукашенко предоставить убежище семье Януковича.
Та легкость, с которой этой паре пранкеров удается дозвониться до мировых лидеров, заставляет многих согласиться с Фейгиным в том, что они, возможно, пользуются поддержкой российских спецслужб: добиться соединения с президентом крупного государства — непростая задача.
Однако сами они утверждают, что это все чушь. По словам Кузнецова, у них есть множество мобильных телефонов и сим-карт, а также целая сеть добровольцев, которых они находят в сети для выполнения конкретных задач. Они отказались сообщить, как именно им удалось дозвониться до Эрдогана, потому что, по их словам, они не хотят «выдавать свои секреты», однако они сказали, что они обошлись без помощи российских властей, и что на это им потребовался «примерно день».
«Все случаи разные. Бывает, до президента крошечной страны с двумя миллионами людей дозвониться невозможно. А Порошенко мы позвонили без проблем, когда он летел в своем самолете», — сказал Столяров.
Возможно, их самой дерзкой выходкой стали долгие разговоры в Skype с украинским олигархом Игорем Коломойским, миллиардером, назначенным губернатором Днепропетровской области, которая граничит с зоной конфликта, где украинская армия сражалась с поддерживаемыми Россией сепаратистами. Будучи губернатором, Коломойский финансировал ряд добровольческих вооруженных формирований, которые сражались на стороне украинских властей и которых российские СМИ изображали главными врагами Москвы.
В течение нескольких недель Столяров гримировался, надевал камуфляжную форму и подолгу разговаривал с Коломойским в Skype, притворяясь Павлом Губаревым, одним из лидеров так называемой Донецкой народной республики. Они вместе пили спиртное, обмениваясь сплетнями и информацией о ходе войны.
«Со временем это стало надоедать, потому что каждый день мне приходилось бросать все дела и выходить в Skype, чтобы разговаривать с Коломойским, — вспоминал Столяров. — Но мы вроде как подружились. Мы выпивали вместе по Skype, он сидел и опрокидывал виски. Я восхищаюсь его личными качествами, но мы — по разные стороны баррикад. Он — враг».
Пранкеры постоянно повторяют, что они не преследуют никаких политических целей, указывая на то, что они разыгрывали футболистов, телеведущих и других известных людей, не связанных с политикой. Однако невозможно не заметить, что подавляющее большинство жертв их политических розыгрышей — украинцы, и что их работа очень часто соответствует тем задачам, которые ставит перед собой Кремль, и приносит информацию, которая может оказаться полезной для него.
Даже если их заявления о том, что они не работают на и совместно с ФСБ, правдивы, сам Столяров признает, что у них есть собственная «внутренняя цензура», и что над некоторыми людьми они никогда не станут шутить.
«Мы не станем разыгрывать Путина. Мы не хотим навредить нашей стране. Мы не хотим никаких волнений. Мы не хотим делать ничего такого, что могло бы помочь врагам России».