У компании Nike со знаменитой звездой мирового тенниса российского происхождения Марией Шараповой был рекламный договор на 70 миллионов евро. В свою очередь, флагман латвийской фармацевтики Grindeks и его препарат «Милдронат» получили огромную рекламу без особых вложений в маркетинг.
Еще удивительнее — спрос на «Милдронат» достиг небывалых объемов, как только прозвучала негативная информация о нем. В международных интернет-магазинах препарат уже раскупили, в некоторых случаях — по десятикратной цене. Вырос спрос также в Латвии. Телефон ученого Иварса Калвиньша раскален — представители мировых СМИ расспрашивают изобретателя «Милдроната» о том, какое влияние оказывает его употребление или неупотребление, что, по словам профессора, может привести к перегрузке сердца спортсмена и даже к смерти.
Многие специалисты в области спортивной медицины так же, как и Калвиньш, защищают «Милдронат», подчеркивая, что это не допинг в традиционном понимании, который позволяет достичь лучших результатов на соревнованиях. «Милдронат» помогает выдерживать нагрузку на тренировках, а также восстанавливаться после перегрузок. Нет также претензий относительно побочного воздействия мельдония на организм в долгосрочной перспективе, и десятки лет он не считался допингом. Возможно, поэтому реакцией потребителей стал повышенный спрос на «Милдронат». И аргументы WADA — улучшение самочувствия после употребления препарата, или даже эффект плацебо с целью улучшить спортивный результат — не убеждает, оставляя место для сомнений и спекуляций о закулисных причинах, борьбе фармацевтических компаний, большой спортивной политике.
Наряду со скандалом вокруг дисквалификации Российской легкоатлетической федерации и запретом для российских легкоатлетов участвовать в международных соревнованиях, запятнано также имя WADA, потому что коррупция, мошенничество с допинг-анализами происходили в аккредитованных лабораториях. Количество проведенных в российских лабораториях проверок одно из самых больших, а запрещенные вещества констатированы только в 0,9% случаев. Но, увы, и в других местах лишь в 1,36% случаев выявлен допинг (данные о проверках WADA за 2014 год). Действительно ли спортсмены настолько «чисты»? Обнаружившаяся невнимательность спортсменов в употреблении мельдония заставляет задуматься о других причинах. Для федераций различных видов спорта новый список запрещенных веществ был доступен заранее. Хорошо, в России сейчас бардак из-за скандала вокруг Антидопингового агентства, но невнимательность звезды такого масштаба, как Шарапова, которая, к тому же, постоянно проживает в США, кажется странной. В том случае, если Шараповой «Милдронат» был настолько жизненно необходим, она могла заблаговременно позаботиться о справке от врача, и тогда за употребление этого препарата не грозила бы дисквалификация. Еще в прошлом году спортсменку о внесении мельдония в перечень запрещенных веществ предупреждали Ассоциация женского тенниса, Международная теннисная федерация, WADA, но она не прочитала их письма.
В результате тестов WADA в этом году мельдоний констатирован в крови примерно ста представителей различных видов спорта из разных стран. Почему такое несерьезное отношение к правилам WADA и такая невнимательность в отношении именно мельдония? Возможно, надо очистить запятнанный после скандала вокруг Российского антидопингового агентства мундир WADA и продемонстрировать, как усердно работает эта организация, не допуская отступлений даже в случае безобидного мельдония. Снятие с дистанции уже лишившихся репутации российских спортсменов и препарата маленького невлиятельного государства — относительно простое решение. В особенности с учетом того, что официальные представители Латвии молчат, и безвредность «Милдроната» отстаивает только Калвиньш. Латвийское государство должно защитить доброе имя своего ученого и производителя лекарств ради собственного престижа, чтобы доказать, что мы не пешки в этой большой игре. Правда, производитель, как это происходило и ранее, справится сам, даже если мельдоний останется в списке допинга, и даже если миллионы Шараповой и власть PR не смогут это изменить. Реклама сработала, к тому же, намного больше потенциальных потребителей «Милдронта» занимаются любительским спортом. Скорее, латвийское государство могло бы использовать высокий спрос и помочь Grindeks прорваться на новые рынки, что в сфере фармацевтики не легко. Нужно хватать перепавшие курице зерна!