Сначала мы решили взять пример со Швеции, когда бывший министр образования Майкл Гоув (Michael Gove) увидел большой потенциал в бесплатных школах. Затем мы переключили внимание на Шанхай и инициативу, призванную повысить уровень знания математики в начальных школах путем привлечения учителей из Китая.
Теперь мы обратились к опыту России, и министры поставили перед собой цель увеличить число высококлассных математиков, создав специализированные математические школы для студентов в возрасте от 16 до 18 лет.
Первая специализированная математическая школа была открыта в бывшем Советском Союзе примерно 50 лет назад выдающимся математиком Андреем Колмогоровым. Его цель заключалась в воспитании поколения блестящих математиков, и его концепция школы оказалась успешной и прижилась. В Советском Союзе открылось еще несколько подобных школ, и инициативу Колмогорова решили скопировать даже некоторые восточноевропейские страны.
Ключевой фигурой в создании специализированных математических учебных заведений в Соединенном Королевстве стала баронесса Элисон Вулф (Alison Wolf), профессор Королевского колледжа Лондона. Вулф хорошо знала о российских достижениях в области математики, поскольку много работала в британских университетах, математические факультеты которых часто привлекают ученых из России.
Изначально планировалось, что британские университеты создадут целую сеть математических спецшкол по всей стране, однако пока в этой инициативе приняли участие только два учебных заведения — Королевский колледж Лондона и колледж Эксетера.
Директора математической школы при Королевском колледже Лондона Дэн Абрамсон (Dan Abramson) полагает, что «некоторые [университеты], возможно, ждут результатов экзаменов наших студентов, чтобы оценить наши успехи». И все указывает на то, что их успехи будут весьма значительными: летом прошлого года 97% студентов его заведения сдали экзамены AS Level на высший балл, а 11 из 65 студентов одной из параллелей предложили продолжить образование в Оксфорде и Кембридже, что является лучшим результатом среди всех средних образовательных учреждений Великобритании. Первый поток студентов будет сдавать экзамены A-level, дающие право на поступление в университеты, летом этого года.
Желающих обучаться в этой школе очень много, и на одно место претендует более трех человек. Стоит отметить, что школа при Королевском колледже принимает всех учеников вне зависимости от района их проживания. «Заявления могут подавать все, кто может сюда добраться», — отметил Абрамсон. Однако она сотрудничает с местными школами Ламберта, на юге Лондона, организуя занятия в здании бывшей общественной прачечной и учебного центра для студентов-медиков, чтобы дать одаренным студентам, чьи возможности ограничены, шанс углубленно изучать математику. В этой программе принимают участие около 100 студентов из 50 различных школ, которые раз в две недели посещают двухчасовые занятия и получают место в летней математической школе.
«Мы преследуем двойную цель, — объяснил Абрамсон. — Мы хотим вдохновить самых ярких и самых лучших и увлечь математикой как можно больше студентов. Это не просто альтернатива частным школам. Мы смотрим на почтовые индексы, мы смотрим на то, имеет ли право студент на бесплатные обеды в школе, мы обращаем внимание на то, есть ли у его родителей высшее образование».
Учащиеся этой школы говорят, что одно из ее преимуществ заключается в том, что здесь у них есть возможность обсуждать математику с теми, кто любит этот предмет. В их прежних школах в лучшем случае можно было найти одного или двоих учеников, с которыми они были на одной волне.
18-летняя Андреа Козза (Andrea Cozza) из Кэмден-Таун на северо-западе Лондона сказала: «Когда я училась в прежней школе, я по-настоящему хотела заниматься медициной, но потом я поняла, что этот предмет мне неинтересен. На самом деле я хочу заниматься математикой»,
«Мне очень нравится учиться здесь с людьми, которые тоже увлечены этим предметом».
В программу обучения входят курсы по математике, естествознанию, инженерному делу и экономике; кроме того, ученики могут по своему выбору создать масштабный проект (эссе) на любую тему, которая им нравится. «Я пишу эссе на тему греческой трагедии», — добавила она.
18-летняя Либби Уокер (Libby Walker) сказала: «Все занимаются одними и теми же предметами, и это очень хорошо, потому что мы можем помогать друг другу. Найдется десяток людей, которые могут помочь вам в решении любой проблемы, которая у вас возникает».
«Мне также очень нравится находиться в окружении людей, которые хорошо знают математику, — добавила она. — Это позволяет глубоко погрузиться в этот предмет».
Эта школа, которая была открыта в сентябре 2014 года, остается бесплатной, и министры сейчас рассматривают возможность открытия подобных школ в будущем.
Ник Тимоти (Nick Timothy), глава благотворительного фонда New Schools Network, поддерживающего бесплатные школы, отметил: «Если лучшие университеты действительно хотят привлекать больше студентов, им необходимо предпринимать конкретные меры для того, чтобы школы предоставляли детям необходимые возможности».