Минские соглашения до сих пор приносили Украине больше пользы, чем вреда: почти два года действуют санкции против России, получено время на восстановление и довооружение армии (в том числе найдены деньги на новые зарплаты, рост числа контрактников), начаты медленные, но реформы, замедлилось падение экономики. Сегодня линия разграничения — это пояс безопасности для всей страны.
Однако теперь в этих договоренностях все меньше привлекательных положений для Украины. Если первая их часть была абсолютно в интересах страны и позволила разрушить планы Кремля о Новороссии (прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, санкции против РФ, заморозка активной фазы войны), то вторая может помочь этим планам сбыться в ползучем варианте (особый статус оккупированных районов, легализация части боевиков в виде «народной милиции», марионеточная промосковская власть в ОРДЛО).
Украинские высокопоставленные чиновники, участники международных переговоров с Западом и Россией в разговорах с ЛІГА.net не под запись все чаще демонстрируют фатализм в вопросе минских соглашений. Западные формулировки «Россия не выполняет соглашения, но вы должны выполнять свою часть все равно, а то снимем санкции и вы останетесь одни», — теперь, кажется, мало на кого влияют. Снимете санкции, несмотря на явное нежелание Москвы идти на уступки, постоянные обстрелы, нападения на ОБСЕ и гибель украинцев? Хорошо, но голову в песок спрятать не выйдет — следующими будут Балтия и Польша.
Теперь на переговорах Украина ставит вопрос по-другому.
С нынешней динамикой исполнения минские соглашения с точки зрения официального Киева могут себя полностью исчерпать до конца года. Ведь Украина уже получила от них почти все, чего хотела — и на самом деле все, что могла. А дальше будут бесконечные переговоры — по примеру других похожих конфликтов, инспирированных Россией. Нет, никто не хлопнет дверью, не станет громко отказываться от подписей, слов и обещаний. Но раз зашла речь о снятии санкций с Москвы, то «отдельные районы Донбасса» перестанут быть темой номер один, а спустя некоторое время окажутся за бортом украинских интересов. Правда, война в центре Европы, под боком у ЕС, продолжится.
Ранее ЛІГА.net писала о вероятном развитии событий в материале «Решающий год. Три сценария окончания войны Кремля против Украины». Основная партия разыгрывается сейчас. На столе президента лежит три плана. Первый — выполнение Минска в обмен на продолжение санкций. Ниже — о том, как Киев будет действовать по нему дальше. Второй план предполагает, что ЕС ослабит или отменит санкции против РФ. Что мы будем делать в этом случае, есть ли план действий? ЛІГА.net поговорила с разными собеседниками во власти и собрала почти полный перечень ответных мер Украины (его публичную часть). Третий вариант известен, он был озвучен еще до подписания минских соглашений — война за оккупированную часть Донбасса. Но теперь, спустя почти два года он практически утратил актуальность. Кроме того, существует ли на самом деле «план Медведчука», взбудораживший социальные сети.
План А: текущий
Основной план Украины — получить все, одновременно не потеряв ничего. Пока это удавалось. Сейчас украинский интерес в Минске почти полностью реализован. Оставшиеся пункты в том видении, которое продвигает Москва, никто на Украине выполнять не намерен. Ключевая проблема — заложники. Если удастся освободить украинцев до снятия санкций — возможно, это и есть тот предел, который можно было выжать из Минска. В идеале — продление санкций еще на год. Но для этого Украине придется чем-то пожертвовать: либо ввести в действие амнистию боевиков, либо проголосовать в Раде за отдельный закон о выборах в ОРДЛО. Но и здесь речь идет о борьбе с большим количеством знаменателей.
То есть, санкции ослабят в любом случае. Вопрос только в том, случится это в этом году или в следующем. В интересах Украины максимально осложнить жизнь режиму Владимира Путина за аннексию Крыма и агрессию в Донбассе. Условие Запада — выборы в отдельных районах Донбасса или другая существенная подвижка. Киев дал понять Берлину и Парижу, что пока Москва не выполнит своей части соглашений (как минимум первые пункты Минска — полное прекращение огня, освобождение заложников, отвод войск и вооружений) — никаких выборов быть не может, уступок со стороны Украины и так было слишком много. Впрочем, сам закон о выборах в ОРДЛО продолжают обсуждать на разных уровнях параллельно. Украина никогда не отказывалась от взятых в Минске обязательств, но последовательно требует их соблюдения Москвой.
Кратко ключевые позиции Украины по выборам в Донбассе таковы: грядущие законодательные изменения (если они будут) должны носить одноразовый характер (один раз провели выборы по специальным правилам — затем эти нормы утрачивают силу), должен быть обеспечен свободный доступ всех украинских партий и СМИ к выборам, должны голосовать внутренние переселенцы (по месту фактического проживания на Украине без возвращения в Донбасс), должна работать полицейская миссия (ОБСЕ или ЕС), на захваченном участке украинско-российской границы должны появиться постоянно действующие пункты наблюдения ОБСЕ. Именно этого Украина добивается на всех переговорах с западными партнерами и Россией.
Многочисленные «планы» — Москвы, Берлина, Парижа, Штайнмайера, Грызлова, Мореля и других в свое время становились поводом для обвинений в национальном предательстве. А сегодня мало кто вспомнит, о чем вообще шла речь. Ведь за все время переговоров ни одна из обсуждаемых моделей не привела к консенсусу из-за постоянных нарушений со стороны России базового пункта Минска — полное прекращение огня. Различные формулы, которые предлагаются, как правило становятся лишь поводом для встреч и многочасовых обсуждений — реального результата от них нет. Разве что информационный шум. Последняя встреча в нормандском формате на уровне глав МИД и вовсе закончилась руганью между представителями Украины и России. Как рассказали очевидцы, главе внешнеполитического ведомства Германии пришлось вмешиваться и останавливать «дискуссию» двух министров, чтобы Павел Климкин и Сергей Лавров не вышли за грань дипломатического этикета.
Впрочем, идею официального Киева — сместить кремлевских марионеток в террористических анклавах ДНР и ЛНР в Москве приняли к обсуждению (ЛІГА.net писала об этом в конце января). Это условие, наряду с другими, было передано представителю РФ в контактной группе Борису Грызлову, когда он приезжал на Украину. Однако теперь с подачи некоторых украинских СМИ, это называется «план Медведчука». На пост глав администраций в Донецке и Луганске от Украины якобы номинируются Ринат Ахметов и Юрий Бойко. Оба непрямо подтвердили переговоры на эту тему (см. заявление Ахметова, заявление Бойко). Но на Банковой ЛІГА.net поначалу не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Но в воскресенье вечером сообщили коротко: «Разговоры были».
О чем могли говорить и каков план?
О возросшей роли Ахметова говорится не впервые. Еще год назад ЛІГА.net писала о том, что Ахметову удалось выстроить отношения с американцами. В Вашингтоне полагают, что донецкий олигарх может стать лидером для Донбасса и возглавить его реинтеграцию на Украину. В офисе Порошенко это воспринималось с опаской, поскольку бизнесмен, по их словам, выстраивал отношения не только с американцами, но и с российской стороной, якобы через советника президента РФ Владислава Суркова. «В ходе такого общения обсуждалась идея общего лидера для Донбасса. Для нас это вызов, который еще предстоит решить», — говорили в АП в сентябре прошлого года. Не исключено, что американцы нашли аргументы для Банковой и уверены в лояльности Ахметова.
Все осложняет реальность в зоне АТО. Как этот сценарий может заработать в условиях постоянных нарушений минских соглашений со стороны российских гибридных войск — непонятно. Что будет Ахметов делать с российскими танками в Донецке — вешать на них украинский флаг или проводить акции «погудим за мир»? Изначально идея сместить главарей террористов была в том, чтобы деморализовать сторонников России. Ведь если Кремль признает предложенных Киевом руководителей Донецка и Луганска — это поражение и отказ от псевдореспублик. Именно поэтому вероятность реализации этого сценария стремится к нулю — свое поражение Путин таким публичным образом не признает. Ведь тогда это будет «план Порошенко»: связанные по рукам и ногам Ахметов и Бойко, которым есть что терять на Украине, будут играть роль «лидеров Донбасса» и будут делать то, что им скажет Киев. Смирится ли с этим Москва и местные бандиты — вряд ли. Недавно кремлевские марионетки просто выгнали, продержав в «МГБ» близких к Ахметову волонтеров с захваченных в Донбассе территорий. Красноречивый жест.
Альтернативная версия выглядит менее оптимистично для Украины. Согласно ей, за новой ролью Ахметова стоят одновременно американцы и россияне. Во время известной встречи помощницы госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд с помощником президента РФ Сурковым в Калининграде обсуждалась функция Ахметова как посредника между интересами США и России в Донбассе. То есть, если провести выборы в Донбассе не получается — надо просто назначить нужных людей, которые займутся «восстановлением Донбасса» в единой Украине за деньги Запада. В этом случае «план Медведчука» или «план Порошенко» становится компромиссным российско-американским планом. Манипуляции с кредитованием от МВФ — инструмент давления на Киев. Впрочем, если Москва и Вашингтон действительно о чем-то договорились за спиной Украины — зачем тогда россиянам демонстративно терроризировать менеджеров и волонтеров Ахметова, высылать их из Донецка и блокировать гуманитарную помощь от фонда бизнесмена? Эта версия под знаком вопроса.
Так или иначе, ключевая задача плана А с точки зрения украинского интереса — выжать максимум из Минска до ослабления санкций ЕС. В этом году — это самая важная партия украинской стороны. Если Киеву удастся убедить Европейский Союз в необходимости продлить санкции — это будет несомненной победой украинской дипломатии. Но ситуация слишком сложна, чтобы давать прогнозы на этот счет. Особенно с учетом возможных договоренностей Вашингтона и Москвы.
План Б: запасной
Давление европейского бизнеса, по словам высокопоставленных собеседников ЛІГА.net, заставляет Париж и Берлин публично действовать решительнее, призывая Россию и Украину к прогрессу. Формально от Москвы требуют больше, но ослабление или продление санкций привязывают именно к существенным уступкам Киева. Впрочем, если нет выполнения базовых пунктов Россией — нет и выборов, нет амнистии, нет особых статусов. И если это условие не устраивает союзников в ЕС (официально Вашингтон заявил, что выборы в Донбассе нельзя проводить до вывода российских войск и возврата захваченной границы), то Украина готова смириться со слабой позицией Евросоюза, сохранив при этом поддержку Вашингтона.
«Без прогресса со стороны России мы не пойдем на эти выборы. Это лишено смысла. Прогресс мы видим, как минимум, в том, чтобы Москва начала выполнять базовые пункты соглашений. Но даже этого нет. Продолжается стрельба, люди продолжают гибнуть. Ну и какие могут быть выборы, пока в подвалах продолжают удерживать заложников?»— говорит собеседник ЛІГА.net в АП.
Один из ключевых переговорщиков от Украины прямо и дословно ответил на вопрос о будущем минских соглашений: «Либо будет по-нашему, либо не будет никак». По словам высокопоставленного чиновника, план Б — это целая цепочка решений, которые прогнозировано негативно будут восприняты на Западе, но будут наверняка позитивно встречены большей частью украинского общества. Последовательность этих действий может быть разной — в зависимости от ситуации. Но в случае решения ЕС ослабить или снять санкции с РФ она может выглядеть следующим образом:
· Формально Украина продолжает участвовать в минских переговорах, но они будут длиться годами;
· Линия разграничения в Донбассе де-факто становится полноценной границей;
· Закон о террористических организациях (Украина официально признает ДНР и ЛНР террористами);
· Закон о поражении в правах за преступления против основ национальной безопасности (террористов лишат гражданства);
· Всеукраинский референдум о будущем отдельных районов Донецкой и Луганской областей, оккупированных РФ.
Сразу два высокопоставленных источника в МИД и АП подтвердили информацию о том, что идея с законом о лишении гражданства террористов (по модели Франции), одна из версий которой была законодательно изложена еще в конце 2014 года (N1297) — снова становится актуальной и прорабатывается специалистами.
«Мы столкнемся со шквалом критики из ЕС. Потому речь идет именно о запасном плане, альтернативном. Но мы к нему готовы. Так что если кто-то говорит, что альтернативы нет — она есть. Она всегда была. Но всему свое время», — говорят на Банковой.
Цель запасного плана в том, чтобы любые попытки России влиять на внутренние процессы на Украине через интеграцию Донецка и Луганска потерпели крах. В то же время Украина выносит проблему оккупированных районов Донбасса за скобки и откладывает возвращение захваченных территорий до более подходящего времени.
План В: крайне маловероятный
Война за освобождение Донбасса никогда не исключалась. Но именно сейчас сторонников силового освобождения захваченных Россией украинских территорий практически не осталось. Воевать за разграбленные территории и пораженное антиукраинской пропагандой население нет желания ни у кого из опрошенных ЛІГА.net представителей власти.
Но даже в том случае, если оккупированные территории в Донбассе удастся вернуть тем или иным способом — Украина вряд ли станет от этого сильнее. Заводы, которые еще не вывезли в Россию, стоят или разрушены. Бизнес парализован и не платит налогов. В Донецке и Луганске российский рубль — единственная валюта. Экономически оккупированные районы в своем нынешнем виде — большое бремя для Украины. Политический ландшафт тоже серьезно изменится в случае попытки реинтеграции. Пророссийский Оппозиционный блок, как и во многих городах на освобожденных территориях по результатам местных выборов, возьмет большинство голосов на очередных (или досрочных) выборах, российское лобби в Верховной Раде значительно увеличится.
Реинтеграция оккупированных районов возможна лишь на крайне специфических условиях, которые вряд ли вписываются в план А с точки зрения Евросоюза. Ответственные за переговоры с Западом и Россией чиновники рассуждают о них как о чем-то маловероятном. Ведь речь идет о запрете голосовать на всеукраинских выборах для местных жителей, запрете бывшим участникам военных действий на стороне российской гибридной армии (после амнистии) занимать какие-либо государственные или выборные должности и многие другие достаточно резкие предложения. Трудно представить, как это можно реализовать. В то же время возвращать оккупированные районы любой ценой желания в кабинетах власти нет.
Куда более вероятен план Б. Но поскольку ключевая партия за продление санкций против РФ находится в процессе реализации — его время еще не наступило. До конца лета (первый этап рассмотрения санкций в ЕС) и до конца осени (второй этап) украинские переговорщики попытаются добиться поставленных целей. А затем еще раз — пока и если это будет возможно. А когда санкции с агрессора снимут — в большой минской игре наступит эндшпиль.