Президент Барак Обама в своем интервью, которое он дал пару дней назад, раскрыл истинную степень ненависти к Саудовской Аравии и тяготение в сторону Ирана. Американский президент как будто не понимал при этом, что сравнивать эти страны в данном случае невозможно. Одно государство придерживается консервативной политики — разумеется, с некоторыми оговорками. Тогда как другое претендует на роль доминирующей региональной силы на Ближнем Востоке и в странах Персидского залива.
В этом интервью изданию The Atlantic Барак Обама выразил стремление дистанцироваться от Ближнего Востока с его нескончаемыми конфликтами, положить конец которым можно лишь с помощью нейтрализации Ирана, в интересах которого — разжечь межконфессиональную ненависть в регионе.
Если абстрагироваться от Саудовской Аравии, которая, нужно отметить, несет ответственность за изменение характера исламских общин, что напоминает события в Индонезии — необходимо подчеркнуть, что Обама сегодня полностью игнорирует роль Ирана в Ливане, Ираке, Йемене, Бахрейне и Сирии. Более того, американский президент настаивает, что его решение не предпринимать военных мер в ответ на применение летом 2013 года сирийским режимом химического оружия против своего народа является правильным и уместным.
Другими словами, Барак Обама пытается выставить ошибку в качестве добродетели, не понимая, что добродетель заключается в признании ошибки, а не в попытках либо настоять на ее отсутствии как таковой, либо оправдать ее. Еще недавно американский президент вычерчивал «красную линию», за которую не должен заходить сирийский режим. Однако после того, как режим проигнорировал все предупреждения и применил химическое оружие, всем стало ясно, что Барак Обама видит все цвета, кроме красного.
Обама в интервью также попытался оправдаться за провал в Ливии, и подошел к тому, что он не хочет, чтобы Сирия превратилась во вторую Ливию. При этом всю ответственность он переложил на европейцев, в частности на премьер-министра Великобритании Дэвида Камерона, а также на Николя Саркози, бывшего президента Франции.
Как можно было связать ливийскую тему с европейской ответственностью, ведь еще недавно сами США заявляли, что «Ливия — это их дело», и не позволяли даже арабским странам вмешаться в конфликт?! Неужели США отказались от своей руководящей роли, в том числе по отношению к европейцам? И совсем уж странно, что Обама перекладывает ответственность за отказ от нанесения удара по сирийскому режиму: причина якобы в том, что Кэмерон не смог добиться одобрения Палаты общин по этому вопросу. Не США ли еще со времен Суэцкой войны, которая началась в 1956 году, дали понять Европе, что ей не следует ввязываться в какие-либо войны и конфликты без позволения Америки? Так что же? США управляют Европой… или Европа управляет США? Из всего сказанного Бараком Обамой в ходе беседы с журналистом Джефри Гольдбергом ясно, что у США нет внятной политики в отношении Европы.
В 90-х годах прошлого века в период правления Хосни Мубарака Египет попытался помочь ливийскому режиму преодолеть международное санкции. Он объявил о намерении создать некую форму единства и сотрудничества между странами в обход санкций, которые были наложены на Ливийскую Джамахирию после того, как в небе над шотландским городом Локбери был взорван пассажирский самолет. Именно тогда на вопросы ливийских оппозиционеров, заданные ответственным лицам Вашингтона по поводу нового межгосударственного сотрудничества между Египтом и Ливией, последовал ответ, что «Ливия является делом США, и они не позволят вмешиваться туда ни Египту, ни кому-то другому».
Из слов Обамы следует, что сегодня администрация США уклоняется от ответственности за события в Ливии и за Сирию. Нынешняя администрация полностью отказалась от правящей роли США. Разумеется, нефть сегодня не так важна, как было раньше. Однако мир продолжает нуждаться в участии США, особенно если этого требует борьба с терроризмом во всех его проявлениях. Несмотря на стремительное распространение терроризма, Обама продолжает играть роль только зрителя. Как будто единственная задача американского президента на Ближнем Востоке — это подписание Соглашения по ядерной программе Ирана. Как будто он стремится лишь к тому, чтобы вписать свое имя в историю за достижение, которое по факту не играет особой роли.
Обама отрекся от роли США в Ливии и возложил всю ответственность на европейцев, тогда как Германия в тот период, например, вообще занимала кресло наблюдателя.
Россия посчитала, что европейцы в Ливии предали ее, воспользовавшись размытостью и неточностью некоторых пунктов резолюции СБ ООН, и нанесли удары по Джамахирии и свергли режим Муаммара Каддафи.
Вместо того, чтобы попытаться помешать окончательному превращению Ливии в опорный пункт террористов, США с наслаждением наблюдают, как европейцы пытаются избавиться от последствий ливийской операции. Более того, США не предприняли ни одной попытки ликвидировать опасность, которой подвергаются Египет, Тунис, Алжир и другие страны из-за полной анархии, творящейся в Ливии.
В интервью Обама попытался даже вознаградить русских за те потери, которые они понесли в Сирии, заявив, что он крайне впечатлен действиями Владимира Путина в регионе. Неужели в этом и состоит миссия американской администрации, которая с самого начала оставила без особого внимания оккупацию русскими Крымского полуострова и конфронтацию с Украиной?
Президент США поспешил согласиться на предложения России, касающиеся ликвидации запасов сирийского химического оружия, что позволило режиму Башара Асада избежать удара. Однако отказавшись от химического оружия, Башар Асад с легкостью заменил его баррельными бомбами. Но и эти бомбы, и ИГИЛ, и военизированные отряды из Ирана и Ливана не смогли сломить сирийскую революцию, пока в процесс напрямую не вмешалась Россия.
Что касается Обамы, то ему выгодно продолжение войны против сирийского народа, а в результате раздробление страны. Все, кто отказался положить конец процессу систематического разрушения режимом и его союзниками Сирии, выступают за то, чтобы та форма государства, которая существовала до начала трагических событий, исчезла частично или полностью.
Сознательно или бессознательно, но Обама также внес свою лепту в сирийский конфликт и процесс разрушения государства. Неужели единственная мощная сила в мире всерьез отказалась от своей доминирующей позиции? Или это всего лишь политика нынешнего президента США?
Как бы ни пытался Барак Обама скрыть свою неудачу на Ближнем Востоке и другие провалы внешнеэкономической политики США, очевидно, что Иран и Владимир Путин будут использовать эту слабость американского президента в своих целях до конца его дней в Белом доме.