Владимир Путин удивил весь мир своим заявлением об отводе войск из страны, где бушует гражданская война. Однако он руководствуется при этом холодным как лед расчетом.
После приказа президента Владимира Путина российские солдаты в Сирии начали осуществлять частичный вывод. Президент Соединенных Штатов Обама приветствовал этот шаг, однако дал понять, что настроен скептически.
Поздно вечером в понедельник он появился перед камерами государственного телевидения, и у него было заготовлено нечто неожиданное. Российский президент Владимир Путин объявил о том, что он дал указание министру обороны Сергею Шойгу начать вывод российских войск из Сирии. «Считаю, что задача, поставленная перед Министерством обороны и вооруженными силами, в целом выполнена», — сказал Путин. Вывод войск, по его словам, должен начаться уже во вторник.
Если слова Путина соответствуют действительности, то даже для Шойгу, судя по всему, его решение оказалось неожиданным. Поскольку этот вопрос ранее он обсудил только с сирийским президентом Башаром аль-Асадом, сказал Путин. Поэтому и для всего мира решение российского президента стало большим сюрпризом.
Согласно неподтвержденным данным, отряды ливанской «Хезболлы» также будут выведены из Сирии. Вместе с выводом российских войск это будет соответствовать требованиям сирийской оппозиции, которые были высказаны накануне переговоров. Совет Безопасности ООН уже приветствовал решение Путина. Нынешний председатель этого органа постоянный представитель Анголы Исмаил Гаспар Мартинс (Ismael Gaspar Martins) подчеркнул, что это «позитивный шаг» со стороны России. «Именно это мы и хотим видеть», — подчеркнул он.
Если Россия серьезно настроена относительно вывода войск, то это даст позитивный импульс переговорам о мире», — сказал, демонстрируя осторожный оптимизм, и Салим аль-Муслат, официальный представитель делегации сирийской оппозиции на переговорах. Но вопрос именно в этом и состоит: насколько серьезно решение России?
Россия и дальше будет присутствовать в Сирии
Объявленный вывод войск не означает, что российские войска полностью покинут Сирию, и значительное их присутствие на месте сохраняется. Кроме того, теоретически российский контингент может в любой момент вновь быть увеличен. Москва не отказывается от своих интересов в Сирии. Военно-морская база в Тартусе и аэродром Хмеймим в провинции Латакия, откуда поднимаются в воздух российские бомбардировщики, будут функционировать в прежнем режиме, сказал Путин. Кроме того, они должны быть «надежно защищены с суши, с моря и с воздуха». Это предполагает, что военные корабли, системы противовоздушной обороны и, по крайней мере, часть военных самолетов останутся на месте.
Что и в каком объеме на самом деле будет выводиться — все это станет ясно в ближайшие дни. Путин сказал о том, что «основная часть воинской группировки» будет выведена из Сирии. Однако остается неясным, останутся ли там российские спецподразделения и артиллерийские установки. Тем более что Москва официально никогда не признавала, что ее солдаты принимают участие в боях.
«Надеюсь, что сегодняшнее решение является хорошим сигналом для всех конфликтующих сторон, — сказал Путин. — Надеюсь, что это значительным образом поднимет уровень доверия всех участников процесса по примирению в Сирии». Это послание, судя по всему, направлено в адрес сирийской оппозиции. На самом деле, своим объявлением об отводе войск Москва оказывает давление на оппозиционные группировки. Теперь они должны вести переговоры с режимом, в противном случае их быстро сочтут неспособными к компромиссу, а потом назовут «террористами» и будут на них нападать.
Исламское государство ослаблено, но не побеждено
Вместе с тем сирийский министр иностранных дел объявил в субботу о том, что его сторона категорически исключает дискуссию о будущем Асада на переговорах. «Мы ни с кем не будем говорить о президентстве. Башар — это красная линия и дело сирийского народа», — подчеркнул он.
Почти полгода назад Россия начала свою военную операцию в Сирии, целью которой, как было заявлено, является борьба против террористических формирований Исламского государства. Но если именно в этом и состоит главная цель Москвы, то тогда было бы нелогично выводить войска именно сейчас. В последние несколько месяцев Исламское государство потеряло часть своих территорий. На северо-востоке его боевиков теснят силы возглавляемого Соединенными Штатами альянса. Недавно российские самолеты нанесли удар по городу Пальмире, чтобы подготовить наступление войск режима.
Однако нет совершенно никаких оснований говорить о том, что эта террористическая группировка окончательно побеждена. Тот факт, что Россия именно в этот момент, по крайней мере, сокращает свое участие в конфликте, свидетельствует о том, что борьба против Исламского государства не является для Путина самым главным мотивом.
Асад явно укрепил свои позиции
Путин в октябре прошлого года так определил задачу для российской армии: должна быть достигнута «стабилизация законной власти». С этой точки зрения, он добился заметных успехов. Сирийский президент Башар аль-Асад продолжает оставаться у власти, а его позиции укрепились.
На начальной стадии потребовалось довольно много времени, чтобы российские военно-воздушные силы вместе с сирийскими наземными войсками при поддержке Ирана смогли добиться достойных упоминания успехов. Но, в конечном итоге, Асад смог вернуть под свой контроль территории в провинциях Латакия, Идлиб и Алеппо, а операция по окружению города Алеппо оказалась большим успехом. И в политическом отношении положение Асада укрепилось: Соединенные Штаты еще в прошлом году отказались от требования относительно его немедленной отставки в качестве предварительного условия для начала мирного процесса.
Россия вновь присутствует в геополитической игре
И в геополитическом отношении Путин с помощью военной операции добился некоторых своих целей. Внимание мировой общественности теперь сфокусировано не на военных действиях на востоке Украины, а на событиях в Сирии. После начала ударов с воздуха решение сирийской проблемы без участия Москвы стало уже невозможным. И даже в дипломатическом плане Россия как посредник оказалась в центре переговоров. В конце февраля Путин в своем выступлении по телевидению с гордостью объявил о прекращении огня в Сирии, о чем он договорился с президентом США Бараком Обамой.
Россия вновь стала мировой державой, которая наравне с Соединенными Штатами решает вопросы войны и мира — именно в таком восторженном ключе российские действия были восприняты внутри страны. «Мы перевернули общественное мнение в Соединенных Штатах и в Европе, и они поняли, что Россия занимается нужным делом», — подчеркнул председатель комитета по обороне Совета Федерации РФ Виктор Озеров в интервью российской газете «РБК», комментируя сообщение о выводе российских войск из Сирии.
В конечном итоге, цена операции может оказаться слишком высокой
Однако та картина, которую рисует Озеров, сильно приукрашена. Эта операция имела высокую цену для России как в политическом, так и в финансовом отношении. Правозащитные организации обвиняют Россию в том, что она сбрасывает бомбы на гражданское население, что отнюдь не способствует формированию более позитивного имиджа. Сбитый турецкими ВВС российский военный самолет стал причиной серьезного конфликта с Турцией. Отношения со странами региона — включая Саудовскую Аравию, — поддерживающими сирийских повстанцев, поставлены на карту. Следует также сказать о том, что подобную операцию в условиях кризиса нельзя назвать дешевой — ежедневные расходы на ее проведение российские эксперты оценивают в 2,5 миллиона долларов.
Поэтому отвод войск в первую очередь должен обеспечить политическую выгоду — до того, как цена операции еще больше увеличится. Несколько российских солдат — по официальным данным, четверо — погибли в Сирии. И даже если потери, на самом деле, окажутся несколько выше, Сирия пока не стала для России «вторым Афганистаном», чего опасались некоторые части российского общества, и не превратилась в трясину, как это предсказывали Соединенные Штаты. Самое время прекратить операцию.