Ранним утром шестого марта 2014 года во время телевизионного эфира премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен (Jyrki Katainen, партия «Национальная коалиция») выглядел серьёзным и уставшим. Трансляция велась из Брюсселя, где только что закончился саммит ЕС, проходивший за закрытыми дверьми.
Главы стран-членов ЕС приняли решение о первых антироссийских санкциях. Позже санкционный список ЕС был расширен. В свою очередь Россия ввела ответные санкции, сократив в том числе импорт продуктов из стран ЕС.
Противоборство Евросоюза и России продолжается уже два года. Это трудные времена для Финляндии.
Газета Foreign Policy, которая специализируется на международной политике, опубликовала седьмого марта обширный доклад об отношениях России и Финляндии. Неудивительно, что и в этой статье фигурировал знакомый всем зверь. В заголовке поставлен конкретный вопрос: как Финляндия смогла стать европейским заклинателем медведя (How Finland Became Europe’s Bear Whisperer)?
Тираж газеты Foreign Policy небольшой, но её читает элита, интересующаяся мировой политикой: дипломаты, журналисты, политики и учёные.
Ладони пожилого финна начинают потеть, когда он видит, что западная пресса пишет об отношениях Финляндии с восточным соседом. Это волнение у финнов сохранилось ещё со времён холодной войны, когда многие западные газеты обвиняли их в финляндизации и заискивании перед Москвой.
Foreign Policy не обвиняет страну в финляндизации, тон статьи доброжелательный. Авторы хвалят Финляндию: Хельсинки знает, как выступить против России, не разозлив Путина. Министр иностранных дел страны Тимо Сойни (Timo Soini, партия «Истинные финны»), министр финансов Александер Стубб (Alexander Stubb, партия «Национальная коалиция») и министр обороны Юсси Ниинистё (Sauli Niinistö, партия «Истинные финны») смогли убедительно обосновать линию Финляндии в интервью газете.
Разъяснение всё же необходимо, поскольку американским читателям тяжело понять, почему Финляндия пытается сохранить отношения с Москвой, несмотря на санкции.
«О России можно думать что угодно — и мы так делаем — но очень важно сохранить хорошие отношения. Это просто хорошая политика», — так министр иностранных дел Тимо Сойни в двух словах описал линию Финляндии.
Министр иностранных дел и Министерство иностранных дел всегда играли ключевую роль в обеспечении международных отношений. Когда встречи на уровне министров запрещаются, связи поддерживаются главным образом при помощи чиновников.
Стремление президента Саули Ниинистё поддерживать отношения с Путиным — отдельная глава. С начала действия санкций Ниинистё уже дважды побывал в России с визитом и поедет ещё раз в конце марта.
Кроме того, президенты регулярно созваниваются. Исходя из скудной информации о том, что обсуждают президенты, эти переговоры — не просто вежливая болтовня.
Правительство премьер-министра Юхи Сипили (Juha Sipilä, партия «Финляндский центр») в ближайшие месяцы должно решить, как Финляндия отнесётся к продлению антироссийских санкций. До этого их продлевали по решению чиновников раз в полгода. Следующее решение будет принято этим летом на саммите ЕС. Заранее известно, что взгляды стран-членов на этот вопрос различаются. Несколько стран хотели бы отказаться от санкций.
Министр финансов Александр Стубб в интервью Foreign Policy отметил, что Финляндия придерживается золотой середины в ведении санкционной политики. «Мы никогда не были ярыми ястребами, но мы и не самые смирные голуби», — сказал Стубб.
Упомянутая Стуббом «золотая середина» возникла во время работы прошлого правительства страны, когда вопросами европейской политики занимались министры из партии «Национальная коалиция» — сначала Катайнен, а затем сам Стубб.
Сейчас позицию Финляндии определяет премьер-центрист. На Сипилю давят с разных сторон. По крайней мере, фермеры надеются на ослабление санкций, чтобы Россия отказалась от ответных мер. От них сильнее всего пострадало сельское хозяйство Финляндии: экспорт сельскохозяйственной продукции в Россию сейчас составляет всего 150 миллионов евро, в то время как два года назад этот показатель составлял почти полмиллиарда.
Вероятно, правительство Сипили будет придерживаться линии предшественников и поддержит продление санкций.
За два года основная причина введения антироссийских санкций не изменилась, поскольку никаких признаков раскаяния руководство России не проявило. По мнению Путина, Россия поступила правильно, забрав Крым у Украины.
На Западе признают, что Крым уже не вернёшь. Но прощение за его захват России будет получить непросто.