Сегодня в США второй по счету «супервторник», когда разом снова голосуют несколько важных штатов. Чтобы отличить его от первого «супервторника», его в шутку называют «супер-пупервторником» (super duper Tuesday).
Вместо первоначального 21 кандидата обеих главных партий в президенты сегодня на «поле битвы» выйдут 6 человек, предки которых приехали в Америку из очень разных мест.
Среди них два кубинца; миллиардер, чья фамилия в средние века звучала в Германии как Дрампф; сын чеха и хорватки; бруклинский еврей, чьи предки бежали из Польши и России; и, наконец, Хиллари Дайен Родэм-Клинтон, которая как-то по конъюнктурным соображениям нашла у себя в роду деда по фамилии Розенберг, но на самом деле стоит ближе всех кандидатов к англосаксам.
Самыми важными из сегодняшних праймериз являются те, которые проходят в Огайо и во Флориде.
«Если завтра в Огайо выиграет Дональд Трамп, номинация будет у него в кармане!» — уверенно предсказал в понедельник вечером ведущий телеканала Fox News Билл О’Райли.
Столь же уверенно предсказывают, что если 44-летний сенатор-республиканец Марко Рубио, еще недавно последняя надежда республиканского истеблишмента не дать Трампу выйти в дамки, проиграет у себя во Флориде, то Рубио придется, наконец, выйти из игры.
Впрочем, у него самого могут быть на этот счет другие планы.
«Чтобы быть выдвинутым от республиканцев, Трамп должен победить Марко Рубио во Флориде», — пишет публицист Питер Наварро.
Если верить опросам, Трамп ведет во Флориде с отрывом более чем 20% и наверняка там победит. С другой стороны, опросам стало труднее верить после того, как они показывали, что Клинтон с точно таким же отрывом опережает социалиста Берни Сандерса в Мичигане, а он взял и выиграл.
Для того, чтобы победить на всеобщих выборах, нужно получить в коллегии выборщиков 270 голосов. Благодаря быстро растущему населению Флорида, у которой в 1960 году было 10 выборщиков, сейчас имеет 29. Это более 10%, нужных для победы в коллегии.
Ситуация в лагере демократов
С 1972 года лишь один кандидат, проигравший в этом штате, был избран президентом страны. Это был Билл Клинтон. Опросы дают его жене такое преимущество во Флориде, прозванной Штатом Солнечного Света, что даже те, кто в последнее время потерял к ним доверие, уверены, что Сандерс ей там проиграет.
72-летний сенатор выходить из гонки совсем не планирует и, похоже, будет бороться до конца, благо краудфандинг безотказно приносит ему миллионы долларов, а над его соперницей висит Дамоклов меч судебного преследования за пересылку секретной информации через уязвимый домашний сервер, стоявший у нее дома в г. Чаппакуа под Нью-Йорком.
В стане Клинтон поднимают эту опасность на смех, а циники уверены, что нынешний минюст никогда не привлечет Хиллари к суду. Но, если они неправы, то шансы Сандерса резко возрастут.
В любом случае он, видимо, расчитывает, что ему представится возможность играть важную роль на предвыборном съезде Демпартии в Филадельфии.
Расклад сил у республиканцев
С сегодняшнего дня у республиканцев входит в силу новый порядок, при котором в большинстве штатов победитель будет получать все. Для выдвижения в президенты необходимо набрать 1237 делегатов на предвыборном съезде партии, который будет проходить в июле в Кливленде.
Во Флориде триумфатор получит всех ее 99 делегатов, а в Огайо — 63. Вместе эти два штата имеют 13% делегатов, необходимых Трампу для победы на съезде.
Но в Огайо его несколько опережает популярный губернатор этого штата Джон Кейсик, который набрал к данному моменту микроскопическое число делегатов и не имеет никаких шансов сделаться избранником партии, но до сих пор не выказал ни малейшей склонности к тому, чтобы бросить полотенце на ринг.
Многие республиканские комментаторы корят его и Рубио за упрямство и призывают их выйти из гонки.
«Голос, поданный за Джона Кейсика или Марко Рубио, в нынешней политической обстановке равносилен голосу за Хиллари Клинтон», — пишет бывший политтехнолог Билла Клинтана Дик Моррис.
Идея в том, чтобы оставить Трампа наедине с сенатором Тедом Крузом. Последний отстает от него примерно на сотню делегатов из около 400, но единственный имеет теоретический шанс его обогнать.
Шанс этот на сей момент, однако, невелик, и некоторые начинают смиряться с мыслью, что Трамп неотвратим.
В его поддержку высказались двое из его былых 16 соперников — губернатор Нью-Джерси Крис Кристи и знаменитый детский нейрохирург Бен Карсон, заслужившие этим презрение критиков Трампа. Трампа поддержал и первый сенатор США — республиканец Майк Ли из Юты.
Как писала на той неделе Washington Post, в конечном итоге за Трампа готовы высказаться все сенаторы от Республиканской партии.
Миллиардер чувствует себя победителем внутрипартийного голосования и явно начал готовиться к всеобщим выборам. Лучшей иллюстрацией этого нового курса служил последний диспут между республиканцами, состоявшийся в прошлый четверг в Майами.
Трамп вел себя непривычно учтиво и почти не делал заявлений, которые превращали предыдущие дебаты в цирковое зрелище и обеспечивали им необычайно высокий рейтинг. Комментаторы были почти единодушны во мнении, что это был самый нудный диспут республиканцев за нынешнюю предвыборную кампанию.
Другие дискуссанты тоже быстро остепенились и почти не задевали Трампа. Кейсику остепеняться было не нужно, поскольку он всегда держался от свар в стороне.
У себя в Огайо он опережает Трампа с отрывом в 6%, но отстает во всех остальных.