История, о которой повествует главная статья Expresso на этой неделе, настолько хороша, что я даже еще не прочел ее до конца. Читаю медленно, смакуя каждый слог. Да, содержание этого выпуска — своего рода историографической десерт. Исследование португальских материалов из архива Василия Никитича Митрохина, проведенное для Expresso Паулу Анунсиасау (Paulo Anunciação). Кем был Митрохин? Одним из выдающихся диссидентов старого коммунистического мира, наряду с Чеславом Милошем или Солженицыным. Митрохин служил в КГБ неприметным архивистом, но, пережив разочарование в 1968 году (после вторжения в Чехословакию), решил заняться тихим и невероятным по масштабам делом: документально подтвердить порочность советской номенклатуры; изо дня в день в период с 1972 по 1982 год он копировал и прятал небольшие записи с секретами КГБ. В 1992 году, после распада Советского Союза, Митрохин предоставил эти секретные данные коммунистов британской МИ-6. И, как и следовало ожидать, сундук с сокровищами Митрохина оказал разрушительное воздействие на РСР (Португальскую коммунистическую партию) и Альвару Куньяла (Álvaro Cunhal).
На своем всегдашнем новоязе PCP не перестает отрицать связь с зарубежными спецслужбами. Между тем, архив Митрохина ясным языком уличает партию во лжи. Португальские коммунисты допускали и даже поощряли набор «товарищей» для службы в КГБ. Одним из тех, кто на славу потрудился на советскую разведку, был Октавиу Пату (Octávio Pato), которому даже присвоили кодовое имя «Патрик». Заметим, что в 1976 году «Патрик» выдвигал свою кандидатуру на пост президента республики. То есть PCP собиралась поставить по главу режима человека, который на самом деле был двойным агентом, дважды в месяц совершавшим встречи с КГБ. На одной из этих встреч «Патрик» передал советским сотрудникам секретную информацию, касающуюся американцев и НАТО. В 1977 году в Москве он также встретился с верхушкой КГБ, которая обратилась к нему с просьбой помочь с набором португальских кандидатов для проведения спецопераций против НАТО. Пату согласился — во имя «дела Советов».
Алвару Куньял также успел перепачкаться в этом логове в стиле Джона ле Карре. Лидер PCP встречался с агентами КГБ на конспиративных квартирах партии в Лиссабоне. И предоставил в распоряжение советских спецслужб как партию, так и ее членов. К примеру, он договорился по поводу обучения двух «надежных товарищей» технике обнаружения прослушивающих устройств и согласился на передачу КГБ материалов ПИДЕ (португальской политической полиции) и НАТО, которые оказались в руках PCP в разгар хаоса, воцарившегося после апрельского переворота. Вообще-то для этого и прочих подобных поступков существует одно слово. Его не спрячешь ни за каким новоязом — предательство. Куньял предал Португалию и португальцев ради священной лояльности Москве. Кто теперь за это предательство ответит?