Заявление России о выводе войск из Сирии едва ли означает, что страна полностью выходит из войны. Грядущие парламентские выборы и истощающаяся касса заставили президента Путина после демонстрации всему миру военной мощи страны сохранить присутствие военных сил только на главных российских базах в Сирии.
Неожиданное заявление России о выводе основных сил из Сирии не означает, что Россия окончательно оставит сирийский вопрос. Есть вероятность, что президент Владимир Путин будет снова готов нанести удар, если сочтет это необходимым.
В конце сентября 2015 года Россия вступила в войну, чтобы начать борьбу с террористической организацией ИГИЛ. В ходе операции выяснилось, что были и другие цели. Важнее всего было помочь президенту Сирии Башару аль-Асаду укрепить свои военные и политические позиции.
В то же время Россия получила возможность продемонстрировать свою военную мощь и способности, а также скорость проведения воздушных операций.
Президент Путин также смог показать всему миру, что Россия — сильная и важная страна, к мнению которой стоит прислушиваться. Мир, однако, не очень убежден в этом.
Все то время, когда Россия бомбила Сирию, глава государства повторял, что военные силы были отправлены в страну по просьбе президента Сирии. Тот, тем не менее, не просил Россию покинуть страну. По сообщению Кремля, телефонный разговор, во время которого Путин сообщил Башару аль-Асаду о выводе войск, состоялся по инициативе российской стороны.
Изменения развернут ситуацию на 180 градусов
Все, кто проводил переговоры с Россией, знают, что ее позиция может быстро измениться. В качестве причины россияне часто называют изменившуюся ситуацию.
Президент Путин с самого начала наметил себе путь к отступлению, сообщив, что Россия не стремится увязнуть в войне и надеется быстро из нее выйти.
Планируемая Россией международная коалиция не была создана, а цели западных стран по-прежнему сильно отличаются от российских. Участвуя в войне, Россия укрепила позиции Башара аль-Асада.
Это, конечно, не сблизило Москву и Вашингтон. Позиция США всегда заключалась в том, что Башар аль-Асад не сможет остаться на посту президента после того, что он сделал по отношению к оппозиции и мирным гражданам.
С точки зрения России, межсирийские переговоры в Женеве — хороший шаг вперед, и уменьшение военных действий в Сирии сохранит человеческие жизни. Конца сирийской войне пока не видно, и Россия, вероятно, хочет оказывать влияние на ее ход еще долгое время.
Дома должны были критиковать
В России никто не хотел нового Афганистана, где российские солдаты якобы погибали и пропадали в течение многих лет.
Россияне, тем не менее, не критиковали участие страны в сирийской войне. Судя по всему, скорее из-за равнодушия, а не из-за поддержки операции. Даже верные сторонники Путина должны были уже устать от ежедневных телевизионных репортажей о поднимающихся в небо истребителях.
В сентябре в России состоятся парламентские выборы, и в их преддверии определенно должен был быть поднят вопрос о финансировании военных действий. По оценкам, пять с половиной месяцев войны обошлись России в 450-600 миллионов долларов. Это большая сумма для страны, граждане которой становятся все беднее из-за быстрого роста цен и уменьшения зарплат.
О количестве солдат в Сирии точной информации нет. Кроме этого, Россия скорее всего будет держать другие войска в готовности на опорных пунктах.
Сейчас президент Путин без потери лица может сократить военные расходы и спокойно продумывать следующий шаг. Вероятно, он тоже окажется неожиданным.
Черстин Крунвалль — московский собкор Yleisradio.